ПРАВОЗАЩИТНАЯ СТРАНИЧКА КУРГАНСКОГО
ОБЛАСТНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ"
e-mail: gabdis@mail.ru
Пятый угол
правозащитников курганской области

Новости

ПАМЯТЬ О СВОИХ БЛИЗКИХ, БЕЗ КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК ЛЕГКО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЗОМБИ

29.10.2022


История убийств, совершенных властями по политическим и экономическим мотивам, на территории уничтоженной большевиками Российской империи, масштабна и длительна.

И правда - получилось, как в истории со странным мальчиком, который пришел к отцу и спросил: «Папа, если убить всех плохих людей, останутся одни хорошие? – Нет, сын, останутся одни убийцы.»

Посмотрим на историю репрессий глазами курганских исследователей и участников этой длящейся трагедии народа.

Фрагменты из книги Иннокентия Хлебникова «Детские годы российского коммунизма» о становлении советской власти  в Курганском уезде в 1917-1922 годах.

Революция, гражданская война, массовая эвакуация из центра страны, несколько волн мобилизаций в разные воюющие армии, национализация, голод, бедность и формирование советских органов власти.

 В 1905 году в Курганском уезде работало 5 полицейских,  к  1921 году состояло на довольствии в Курганской горуездной милиции 562 сотрудника. И всякие чрезвычайные комиссии и прочие органы  добавились. Для примера – лишь одно дело.

7 октября 1920 года газета «Красный Курган» сообщила жителям города, что «В ночь с 4-го на 5-е сентября 1920 года Курганским Полит-Бюро был раскрыт заговор белогвардейской банды, цель которой была свержение советской власти, порабощение рабочих и крестьян и уничтожение Советских передовых работников… Из 34-х приговорены Чрезвычайной Губернской комиссией по борьбе с контрреволюцией к высшей мере наказания-расстрелу 24 человека и 10 в концентрационный лагерь…». Приговор приведен в исполнение 5 октября, акт об исполнении приговора подписан в 7 часов 30 минут.

В 208 номере «Красного Кургана» от 9 октября 1920 года публикуется сообщение «С кем и за что борется чрезвычайная комиссия» со списком расстрелянных:

 1) Ерофеев Михаил, 39 лет, мастер-электрик городской электростанции, председатель профсоюза

2) Рожин Иван, 35 лет, электромонтер

3) Лушников Василий, 35 лет, часовщик

4) Белов Федор, 41 год, предприниматель

5) Белов Алексей, 44 года, рабочий

6) Белов Иван, 58 лет, рабочий

7) Шведов Константин, 29 лет, бухгалтер

8) Федяев Иван, 27 лет, электромеханик телефонной станции

9) Антонов Иван, 36 лет, слесарь городской электростанции 

10) Суханов Николай, 58 лет, извозчик

11) Желницкий Иван, 62 года, протоиерей Троицкой церкви

12) Васильев Николай, 52 года, Священник Богородице-Рождественнского собора

13) Серков Осип, 22 года, крестьянин

14) Лушников Фадей, 25 лет, крестьянин

15) Игнатов Матвей, милиционер

16) Крымов Василий, 31 год, машинист-механик

17) Головизнин Федор, 36 лет, мастер лудильно-жестяного завода

18) Березин Александр, 32 года, крестьянин

19) Яньшин Аввакум, 25 лет, заведующий пересыльным пунктом

20) Шекуров Дмитрий, 31 год,  начальник снабжения военкомата

21) Кращук Александр, 20 лет, служащий управления по эвакуации

22) Сметков Павел, 32 года, начальник отряда по восстановлению мостов Западно-Сибирской

железной дороги

23) Калмаков Федот, 63 года, крестьянин

24) Петрова Ольга, 22 года, учительница

Курганское Полит-бюро установило, что «заговорщики были из числа белогвардейских офицеров и бывших мелких купцов и помещиков».

Недавно прочитала объявление, что нынешняя городская администрация выставила на продажу старинный дом, его владелец был расстрелян в числе городских заложников, взятых властями в ходе крестьянского восстания. А его собственность, как видите, и спустя сто лет приносит доход Кургану.

В деревнях, жители которых подозревались в участии в крестьянском восстании, приказано было расстреливать каждого десятого.

Конечно, и в гражданском сопротивлении и в войне принимало участия меньшая часть населения. Большая часть населения занималась выживанием, дети, дом, работа и избегание участия в «политике».

К сожалению, гордо произносимое до сих пор заклинание «я не интересуюсь политикой» не избавило лояльную ко всем властям часть населения от бед и смерти.

Середина 20-х годов 20 века дала народу передышку. Новая экономическая политика, возвращение рыночной экономики, «в верхах» политики грызлись  между собой за власть.

Но когда основная грызня закончилась и в силу вошел будущий «отец народов» с собственным,  и оказавшимся «единственно правильным», взглядом.  И понеслось.

Детально и с человеческим состраданием к людям описан процесс ликвидации крестьянства в СССР в книге курганца Александра Базарова. Его книга «Хроники колхозного рабства» - о том, как решения тогдашней правящей партии и несменяемого лидера привели  к страданиям и гибели миллионов людей.   

В  1927 году был введен новый сельхозналог, в два с лишним раза выше прежнего, регулирование цен на сельхозпродукцию.  Уже была уголовная ответственность за «недоимки». Потом рост штрафов и в конце концов, получалось, что человек должен заплатить больше, чем цена всего, что у него есть.  На передовую борьбы с крестьянами бросили милицию и суды. Кордоны милиции на дорогах ловили крестьян, пытавшихся продать свое зерно дороже установленных копеек, обыски, суд над попавшимися, конфискация имущества и лишение свободы. Если бы тогда начальник города объявил сельскохозяйственную ярмарку, такую как проводится сейчас, его бы расстреляли за контрреволюционную деятельность, картошку бы конфисковали, а продавцов посадили.

Потом началась коллективизация – государству нужны были деньги, деньги можно было получить, продав зерно за границу. Проводить обыски в каждом доме затратно, значит, нужно чтоб зерно собиралось в одном месте. Колхозы.   Если перевести в современные реалии – приходит в многоквартирный дом группа товарищей, сообщает, что с завтрашнего дня все зарплаты,  пенсии и сбережения сдаются в общий котел, из него будет платится за ЖКХ и другие нужды государства, а остаток будет делится поровну между всеми. Понятно, куда вы и крестьяне тогда послали этих граждан.  Но на следующий день выкидывают из квартир несколько семей, говорят, что увозят их на север и они никогда не вернутся, а их имущество предлагают разобрать оставшимся и квартиры можно использовать. Есть два нюанса – нужно вступить в колхоз и отдать долги, которые числятся за этими семьями. Вот куда бедному крестьянину податься: до Хрущева колхозники не имели паспортов, не имели права покидать без разрешения место жительства и получали за работу трудодни, а не деньги. 

Что интересно - в 1928 году народные комиссары приняли постановление о самообложении. Повторно, уже в РФ, самообложение введено в 2003 году.

 А еще с 1 сентября 2022 года долги некоторых граждан за общедомовые нужды будут раскиданы на всех. Колхоз, однако.

Судьба ссыльных семей трагична. Первые ссыльные зимы 29-30 годов погибли, как говорят, все. Выжить в зимней тайге, без жилья, подходящей одежды, еды и инструментов – невозможно. 

 Воспоминаний взрослых ссыльных почти не осталось,- это было не безопасно в СССР, последствия тотальной  пропаганды ненависти к «кулакам», «мироедам» остались на несколько десятилетий.

А что запомнили дети: одно воспоминание маленькой девочки- когда умерли родители, нас отвезли в детдом, моя сестра заболела, и умерла, была зима, сестру положили в  штабель мертвых за бараком; второе воспоминание мальчика – мне было пятнадцать лет, меня послали на лесоповал, мы должны были работать втроем, старик работал хорошо, я тоже, а третьим нам дали какого –то городского, о был больной и ничего почти не делал, мы норму не выполнили и нам пайку не выдали, а вечером городской умер и нам дали хорошего мужика, мы стали норму выполнять.

После ликвидации «кулаков» и «эксплуататоров» почему-то настал голод и процесс высылки населения на Севера затормозился.

Иосиф Виссарионович отделался статьей «Головокружение от успехов», под расстрел попали «успешно» проведшие коллективизацию, их как правило, обвиняли в контрреволюционных заговорах.

Под шумок расстреляли  «ленинскую гвардию».

Первый том книги памяти жертв политических репрессий Курганской области «Осуждены по 58-й» вышел в 2002 году под редакцией Васенева А. Ф. при финансовой поддержке правительства Курганской области тиражом 200 экземпляров. В нескольких томах содержатся имена осужденных  к ВМН и длительным срокам заключения за «антисоветскую агитацию», «контрреволюционную деятельность», удивляет большое количество крестьян, рабочих и даже колхозников, осужденных за  «принадлежность к иностранной разведке». Родились в Курганском уезде, всю жизнь прожили на одном месте, землю пахали, а оказался японский или британский шпион. Вот такой пронизывающий взгляд был у сотрудников НКВД. Но потом и НКВД расстреляли – за перегибы. Сказать, чтоб после массовых расстрелов и посадок 30-х годов люди стали жить лучше – нет. Подруга моя, ныне покойная, 1920 года рождения, из Чашинского, вспоминала, что еще в начале 30-х они держали выездного жеребца, в холодной висели копченые окорока, но после создания колхоза все благополучие пропало, одно из страшных ее воспоминаний – ее семье передали треть мешка зерна, и она должна была ночью его забрать из условленного места и огородами  принести домой, чтоб никто не увидел. Тот свой  страх она помнила до смерти.

Людмила Исакаева.

ПРИМЕЧАНИЕ: ВМН – Высшая мера наказания, рассрел.


Смотрите также:
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Яндекс.Метрика
© 2010 Все права защищены, при использовании
ссылка на сайт движения "За честные выборы" обязательна
закрыть
   
Текст подсказки.