ПРАВОЗАЩИТНАЯ СТРАНИЧКА КУРГАНСКОГО
ОБЛАСТНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ"
e-mail: gabdis@mail.ru
Пятый угол
правозащитников курганской области
Главная / Архивные материалы / Право на свободу собраний-2009г.

Право на свободу собраний-2009г.

 ДОКЛАД - НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ . 2009 

Свобода мирных собраний

Несогласны мс грабителями .jpg МАфию-00.jpg

     Курганская область. Доклад по итогам мониторинговых исследований с 1 мая 2009 г. по 10 октября 2009 г. Составлен в рамках проекта «Мониторинг свободы собраний», проводимого «Центром содействия проведению исследований проблем гражданского общества «Демос»», г.Москва. Составители доклада: - Исакаева Людмила Владимировна, региональный координатор мониторинговых исследований.
    нет политпреследованиям-0.jpg

     - Исакаев Габдулла Гафиуллович, эксперт-аналитик по правовому сопровождению и ведению документирования проводимых акций и судебных процессов. От составителей Регион характеризуется целенаправленным и систематическим давлением региональных властей на структуры гражданского общества с целью ограничения его влияния на власть. Тезис «от этой Конституции я готов улететь на Марс», официально озвученный бессменным губернатором О.Богомоловым ещё в 1996 году, наиболее точно отражает его позицию относительно демократических свобод.
    111210-молодёжь-выборы.jpg
    Показательным явился 2003-й год, когда взбунтовавшийся общественно-политический совет (ОПС) при губернаторе и областной Думе резко и большинством голосов выразил недовольство действиями СМИ, властей региона и облизбиркома, проводящими явную дискриминационную политическую линию. И этот год стал водоразделом, проходящим между притворным наличием политических свобод, и цинично-демонстративным игнорированием права на такие свободы у не допущенных к властной корзине субъектов. Именно этим и объясняется, что никакого даже формального решения о роспуске ОПС общественности не предъявлялось: кто не при власти, тот и не существует. В дальнейшем общество получало только сигналы в подтверждение этого. По заказу общественной палаты в 2009 году в регионе проведен опрос населения. На вопрос «Как вы оцениваете состояние гражданского общества в вашем городе (районе)?» получены следующие ответы: гражданское общество сформировалось и активно действует – 0,9 %; гражданское общество сформировалось, но действует недостаточно активно – 21,3 %; гражданское находится в стадии становления, наблюдается активность отдельных общественных объединений и граждан – 42, %; гражданского общества нет – 15,5 %. На вопрос «В случае возникновения жизненных проблем на чью помощь вы можете полагаться?» были даны следующие ответы: на родственников 54 %, на самого себя 30 %, на друзей и знакомых 13 %, на общественные организации 0 % . Курганская область в докладе общественной палаты РФ отнесена к первой группе, характеризующейся низкой общественной активностью, среди причин назван низкий уровень доходов. На 1 января 2009 года в регионе зарегистрировано 1011 НКО. Но на официальный запрос, сколько из них в 2009 году подтвердило продолжение своей деятельности, Управление МЮ РФ по Курганской области в лице А.Н. Бушмакина ответило, что в силу норм ст.17 закона 82ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях», Управление не вправе распространять информацию об их деятельности. Такой характер переписки «ты про Фому, а он тебе про Ерёму» наиболее типичен в переписке с представителями власти. Никакая запрашиваемая открытая информация представителями власти региона, обычно, не предоставляется, от общественности скрывается. Был проведен опрос общественного мнения во время проведения серии одиночных пикетов против произвола милиции. Опрошено 32 человека: - Готовы принимать участие в уличных акциях – 5 человек; - Хотят, но боятся - 7 человек; - Одобряют проведение публичных акций, но участвовать не будут -15 человек; - Не будут участвовать – 8 человек. Позиция властей, достаточно ясна из следующих отчетов и интервью. Интервью 1. Исакаева. Позвонила в отдел по взаимодействию с гражданским обществом (Правительство области), чтобы договориться о встрече с Медведевым Юрием Александровичем, который при проведении публичных мероприятий постоянно является представителем Правительства, тот сообщил, что вряд ли нам удастся встретится в ближайшие дни из-за его занятости, но я могу позвонить ему через час, он по телефону выслушает мои вопросы и решит, может ли он ответить на них. Через час позвонила, трубку взял Шишкин Владимир Федорович, руководитель отдела по взаимодействию с гражданским обществом, попросила ответить на вопросы. Велась аудиозапись. Расшифровка. Исакаева: Общественная организация «Центр содействия проведению исследований проблем гражданского общества «Демос», г. Москва, проводит мониторинг свободы собраний по проекту «Изучение наиболее актуальных вопросов, с которыми сталкивается гражданское общество и правозащитники в России» в регионах РФ, в том числе и в Курганской области. Вы ответите на мои вопросы? Шишкин: Да не буду я отвечать на ваши вопросы. Исакаева: Нет – это тоже ответ. Шишкин: Я не уполномочен отвечать на вопросы от имени Правительства Курганской области. Исакаева: Я вам их задаю, как начальнику отдела по взаимодействию с гражданским обществом. Шишкин: На любые вопросы я не уполномочен отвечать, так как я сотрудник. Понимаете? Исакаева: А кто у вас уполномочен отвечать? Шишкин: Вот если мне поручит руководитель мой, или руководитель аппарата Мазеин Александр Германович, или губернатор скажет мне: «Ответьте, Владимир Федорович, на вопросы организации «Демос», вопросы корреспондента газеты «Нью-Йорк Таймс» - без вопросов... Исакаева: Я тогда не понимаю, в чем заключается работа отдела по взаимодействию с гражданским обществом? Шишкин: А вот именно работа отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества и заключается в определении форм и методов сотрудничества институтов гражданского общества и исполнительной власти. Исакаева: И они определены? Шишкин: Конечно, они определены – регламентом, положением, утвержденным губернатором. Исакаева: А где это можно посмотреть, на каком сайте? Шишкин: Пожалуйста, на сайте Правительства области. Исакаева: Вы говорите, что определены формы и методы по взаимодействию органов исполнительной власти с гражданским обществом, все процедуры регламентированы и например, вы, как начальник отдела по взаимодействию с гражданским обществом, не имеете права говорить без того, чтобы вас не уполномочил губернатор или Мазеин? Шишкин: Давайте так договоримся – если вы пытаетесь меня на что-то спровоцировать, вы так и скажите… Есть закон о государственной службе, вы почитайте его внимательно, государственная служба регламентируется не одним законом и не одним положением… Вы можете комментировать деятельность организации «Демос»? Исакаева: Какие вопросы вас интересуют? Шишкин: Цели и задачи этой организации, на какие средства финансируется, дайте мне адрес, я свяжусь с этой организацией, мы уточним ваши полномочия… Я дам вам факс, и вы по факсу все это мне сбросите – цели, задачи, регламент, источники финансирования, полномочия этой организации, руководящие органы, адреса, телефоны… Добавьте еще данные организаций, в которых вы работаете «За честные выборы», «Комитет солдатских матерей», где и что и как, я имею право такие же вопросы задать и вам? Исакаева: Владимир Федорович, у меня вопросы то были такие «Каков порядок и критерии назначения уполномоченного представителя Правительства Курганской области при проведении публичных мероприятий?» Шишкин: Обратитесь в правовое управление по этому вопросу, понимаете? Я вот вам на один вопрос ответ дал, а вы мне не на один вопрос не ответили. Исакаева: Чтобы ответить на ваши вопросы я должна подготовить объемный материал – цели и задачи, издания «Демоса», видимо, – это целая брошюра, а по финансированию... Шишкин: Не надо ерничать, мне только адреса и телефоны руководителей. Исакаева: Вот вы начальник отдела по работе с гражданским обществом, я вам звоню, как гражданка и вы мне заявляете, что без разрешения губернатора и Мазеина… Шишкин: А откуда я знаю, кто вы? Вот вам сейчас через полчаса перезвонят и будут спрашивать, на чьи вы деньги существуете? На чьи деньги существуете вы, Комитет солдатских матерей, «За честные выборы»? Исакаева: Могу ответить: я существую на пенсию своего мужа, Комитет финансирует его председатель, Кузнецова Галина Евгеньевна, и его юрист, тоже и «За честные выборы», компьютеры у нас свои… Шишкин: Как я рад за наше гражданское общество, что оно может существовать на пенсии! Исакаева: У нас никто не получает зарплату… Шишкин: А если я вам скажу, что я не получаю зарплату, вы мне поверите? Исакаева: Нет… Шишкин: Давайте будем встречаться, и не по телефону, что бы я мог убедиться, что вы –это вы, что у вас нет диктофона, что вы потом из моей речи не сделаете оппортунистические выдержки… Исакаева: Основной вывод – что вы, как начальник отдела не можете отвечать на вопросы без разрешения губернатора и Мазеина… Шишкин: Не уполномочен отвечать… Исакаева: Не уполномочены отвечать без распоряжения губернатора… Шишкин: Я такого не говорил… Запишите, пожалуйста, что начальник отдела Шишкин Владимир Федорович такого не говорил… Исакаева: Спасибо за интервью. До свидания. Интервью 2. Интервью с Быстровым Андреем Станиславовичем, начальником милиции общественной безопасности г. Кургана. Представление: Общественная организация «Центр содействия проведению исследований проблем гражданского общества «Демос», г. Москва, проводит мониторинг свободы собраний по проекту «Изучение наиболее актуальных вопросов, с которыми сталкивается гражданское общество и правозащитники в России» в регионах РФ, в том числе и в Курганской области. Вопрсы. 1. Как вы оцениваете работу правоохранительных органов г. Кургана по поддержанию общественного порядка во время проведения публичных мероприятий? Быстров: Положительно. 2. Какие типичные нарушения законодательства допускаются при проведении публичных акций организаторами акций гражданами, сотрудниками милиции, организаторами акций? Быстров: При одиночных пикетах – проводят пикеты два-три человека, проводят пикеты без уведомления правительства области. 3. Вам известно о последних судебных решениях по задержаниям? Быстров: Я знаю о всех решениях. (Прим. Исакаевой - суд принял несколько решений о незаконности задержаний при проведении акций) 4. Каков порядок направления уполномоченного представителя органов внутренних дел для обеспечения общественного порядка и безопасности граждан на публичном мероприятии? Быстров: Не буду отвечать на этот вопрос. 5. В чём состоит инструктаж сотрудников при их направлении для обеспечения порядка на публичных мероприятиях. Быстров: Не буду отвечать на этот вопрос. 6. Как Вы, как гражданин, оцениваете результативность проведения публичных акций, их влияние на работу исполнительной и законодательной властей Курганской области? Быстров: Не оцениваю, закон «О милиции» запрещает оценивать. 7. Известно ли Вам о практическом реагировании властей на заявления, резолюции, принимаемые во время проведения акций? Быстров: Не занимаюсь этим вопросом 8. Следует ли поощрять активность граждан в проведении публичных акций? Быстров: Не могу ответить. ПРИМЕЧАНИЕ. Интервью проводилось в кабинете Быстрова, время встречи назначено за день, от ведения аудиозаписи отказался, после ответов стал расспрашивать об армии, вспомнил свою службу. После сообщения, что подано уведомление о проведении пикета памяти Анны Политковской на 7 октября, и что пришёл факс от Мазеина (руководитель аппарата Правительства), Быстров спросил «Опять методы и формы?». Уведомительная процедура В предыдущие годы причинами отказа в согласовании проведения публичных мероприятий правозащитным организациям руководитель аппарата Правительства Курганской области А.Г. Мазеин называл ранее поданные заявки от других организаций, но только один раз, в 2008 году, когда уведомление о проведении пикета 17 мая было подано за 2 недели, действительно в заявленное время на площади были проведены спешно организованные спортивные соревнования, которые, несмотря на уверения Мазеина, что они будут продолжаться до ночи, закончились через 2 часа, после чего пикет был проведен. Также называлась причина «возможность обрушения зданий и сооружений» (памятник Ленину и здание Правительства), проведение ярмарки «Дары осени», ремонт здания кинотеатра «Россия» (ремонт с перерывами длится более 2 лет), проведение мероприятия «Единой России» в том же месте в то же время (не проводились никогда). Никогда в ответах на уведомление не предлагалось другое время и место для проведения публичного мероприятия. Надо отметить, что Мазеин А.Г. с 1969 года на комсомольской и партийной работе. В 2009 году, видимо, в связи с приходом в отдел по взаимодействию с гражданским обществом (есть такой в Правительстве) Медведева Ю.В., постоянно являющегося представителем властей при проведении мероприятий, у Правительства области появилась новая формулировка причин несогласования мероприятий правозащитных организаций. Типичным является случай с намеченным на 3 марта 2008 года движением «За честные выборы» пикетом. Было подано уведомление [U6 ] о проведении пикета в г.Кургане на площади им. Ленина в поддержку «Марша несогласных». Областное Правительство уведомило, что на площади в это время будет проводиться митинг другой организацией [ P25 ], чья заявка поступила ранее. Этот прием господин Мазеин, принимающий в Правительстве Курганской области уведомления о публичных мероприятиях в центре Кургана, использует регулярно. Было решено провести одиночные пикеты. В назначенное время никого из митингующих, указанных А.Мазеиным, на площади не было. К первой пикетчице через 10 минут подошли два сотрудника милиции, и, взяв под руки, силой увели в опорный пункт. При этом они заявили, что все пикеты и митинги в Курганской области запрещены, что им поступил приказ задерживать всех. Это типичное отношение властей ко всем объединениям, которые не являются прикормленными властью. Модификации таких методов в 2009 году: 1. Пикет 17 мая «Памяти Владимира Кирсанова» (проводится с 2004 года): «Инструктаж участников о соблюдении законности и об обязанности выполнять требование организатора пикета, поддержание контактов с правоохранительными органами не являются формой и методами обеспечения общественного порядка. Это обусловлено тем, что общественный порядок может быть нарушен не только участниками пикета, но и другими лицами, которые не проинструктированы организатором пикета. Следовательно, общественный порядок может быть нарушен.» [Приложение P24 ответ Правительства области от 13.05.2009 на уведомление о пикете 17 мая. Приложение P23 ответ «За честные выборы» от 14.05.2009]. 2. На уведомление о проведении 31 мая пикета против произвола милиции был получен аналогичный ответ, но появился вывод, что «рассматриваемое уведомление не соответствует требованиям Федерального закона № 54 ФЗ», так как не указаны «формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка». [Приложение U5 уведомление о проведении пикета от 22.05.2009. Приложение P22 ответ правительства области от 22.05.2009] Администрация же города, в которую подаются аналогичные уведомления (иногда в прошлые годы внезапно менялись зоны ответственности города и области), продолжает придерживаться старых формулировок «объект культурного наследия», «ремонт», «угроза здоровью и безопасности участников публичного мероприятия» [Приложение P21 ответ администрации города от 27.05.2009].
    110517-4.jpg 3. Профсоюзу «Защита» отказывают в согласовании по другим причинам. В ответе на уведомление на 22 июня, пикет по защите трудовых прав: «Рассматриваемое уведомление содержит только подписи ответственного за соблюдение общественного порядка и ответственного за медицинское обеспечение. Подпись организатора, то есть лица, уполномоченного на совершение подписи от имени Курганской территориальной организации профсоюза «Защита, отсутствуют. …уведомление не соответствует ФЗ №54», и далее: «Администрация города 22 июня с 10.00 проводит …комплекс мероприятий, посвященных «Дню памяти и скорби», а также в Правительство области уже поступило уведомление о проведении …публичного мероприятия другой организацией». Профсоюз «Защита» отказался от проведения пикета.[ответ Правительства области от18.06.2009 - P20] 4. Есть единичный пример положительного согласования пикета «Защиты». Пикет 25 июня с «Требованием к исполнительной власти Курганской области и города Кургана неукоснительного выполнения ими послания Президента» [Приложение P19 ], - хотя в ответе и выражается недовольство «проведение публичных акций негативно отражается на состоянии обеспечения безопасности дорожного движения» [Приложение P18 ответ Правительства от 22.06.2009]. Согласование связано с темой пикета, в городской Думе 4 беспартийных депутата создали фракцию сторонников президента, в противовес фракции «Единой России» из 18 депутатов. 5. В августе профсоюзом «Защита» проведено до 10 публичных мероприятий, начиная от голодовки работников «РАТ- Курган» в здании администрации города до серии пикетов на площади имени Ленина . Пикеты 3 и 4 августа были согласованы, 6 августа - отказ в согласовании, в последующие дни из-за отказов - серия одиночных пикетов. В согласовании по уведомлениям на 17,18, 19 августа – отказ. Тема всех пикетов – неисполнение решения судов по выплате заработной платы; бедственное положение уволенных сотрудников ОАО «РАТ-Курган» [Приложение U4 уведомления от 3.08.2009, U3- 11.08.2009, ответ P17 Правительства от 13.08.2009]. Пикеты проводились без согласования. 6. В августе-сентябре подавалось несколько уведомлений о проведении пикетов Курганским региональным отделением общероссийской общественной организацией «Объединение предпринимательских организаций малого и среднего бизнеса «Опора России». Первое на 8.09, затем 10.09, 11.09, 22.09 - на все получен отказ в согласовании – якобы на указанном месте проводится ярмарка, пикет другой организации, что является ложью. [Приложение U2 уведомления от 26.08, 11.09, P16 - ответ Правительства 11.09] 7. В сентябре была предпринята попытка проведения пикетов по ЖКХ от жильцов нескольких домов, были поданы 5 уведомлений в администрацию города о проведении пикета у памятника Коли Мяготину и 2 в Правительство области о проведении пикета на площади имени Ленина. Все не были согласованы. По словам одного из организаторов (Б.Коновалов), назывались следующие причины – проведение пикетов другими организациями (каковых не было), ярмарка «Дары осени» (проводится на другой, противоположной части площади). Надо пояснить, что ярмарка на площади Ленина действительно проводится, но занимает одну треть площади, отделена от остальной части проездом, место, на которое подаются уведомления – у памятника Ленину, - всегда пустует. 11 октября 2009 года состоялись выборы депутатов городской Думы, - поэтому запреты от властей объясняются именно, очевидно, этим. 8. Движением «За честные выборы» было подано уведомление на проведение пикета 7 октября, традиционно ответ получен двусмысленный, повоцирующий противостояние с милицией, как согласование акции. [Приложения U1 уведомление от 2.10.2009, P15- Ответ Правительства от 2.10, 6.10]. Была проведена серия одиночных пикетов. Выводы. Не согласовываются пикеты с «неудобной» тематикой, правозащитные организации и профсоюз «Защита» проводят пикеты, как массовые, так и одиночные в заявленное время, несмотря на надуманные предлоги для отказав согласовании. Другие организации и частные лица от проведения пикетов отказываются во избежание репрессий. Только у одной организации, возглавляемой профессиональным юристом хватает смелости идти на отстаивание права на проведение мирных акций, даже при противодействии властей, и после репрессий оспаривать произвол в судах. Как было указано выше, само уведомление не воспринимается как основание для принятия к исполнению воли уведомителя, если это представитель оппозиционного (правозащитного) объединения. Согласования, как правило, не получается. Если при согласовании в Администрации города (муниципального образования), обычно, в ходе личного общения при подаче уведомления, согласовывались некие условия и вероятность согласования для независимых от власти уведомителей была достаточно высокой, то в Правительстве области такие контакты, обычно превращаются в некие унизительные процедуры ожидания того, изволит ли чиновник принять уведомителя, или мгновенно, без всяких обсуждений откажет по стандартным поводам: - на это место и время заявлены другие, - время, заявленное другими неограниченно, - «формы» и «методы» по мнению чиновника таковыми не являются, - из уведомления не видно, что организаторами предприняты достаточные меры, чтобы своими силами подавлять нарушения общественного порядка, происходящие в городе, - возможное обрушение здания Правительства области, - проведение акции в 300 метрах сельскохозяйственной ярмарки недопустимо, - указание места «у кинотеатра Россия» не является точным, - опасная близость (20 м!) от проезжей части, И пр. Стандартным приёмом является присылка витиеватых возражений против текста уведомления после окончания рабочего времени (в 17:30-18 ч), с тем, чтобы в тот же день нельзя было зарегистрировать ответ на возражение (часто – с указанием на несуразность возражений) в тот же день, и этим воспрепятствовать процедуре согласования. Традиционно сотрудники милиции, прибывшие к месту проведения публичного мероприятия, заявляют сходу, что пикет (митинг) запрещен. Попытка спросить, где в предъявленном ими письме сказано о запрете, натыкается на непонимание. Они уверены, что если чиновник в ответ на уведомление написал, что ему «представляется, что изложенное в уведомлении не есть форма….» то в трактовке милиции это рассуждение о представлениях чиновника Мазеина и есть прямой запрет на проведение публичной акции. Одобряемыми темами проведения публичных акций являются только те, что направлены на поддержку инициатив партии и правительства. В традиционные первомайские разрешенные митинги иногда радикальным коммунистам удаётся высказать критику к далёким от Кургана кремлёвским чиновникам или Чубайсу. Наибольшую агрессию чиновников вызывают публичные экологические акции (в регионе крупнейший в мире арсенал химоружия, часть жителей области не имеет доступа к чистой воде) и акции в защиту свободы слова, против преследований и убийств журналистов, а также акции по истребованию долгов по заработной плате, обычно с курируемых властями бизнес-структур. Попытки требовать гарантий несовершения экстремистских действий, регулярные в 2007-2008 годах, в 2009 году не возобновлялись. Единственный случай проведения пикета без относительного сопротивления властей – пикет в защиту далёкого от Кургана тамбовского «Меридиана» в феврале 2009 года. Но согласовать место в центре власть отказалась, редакция курганской газеты «Меридиан» провела пикет в отдалении от оживлённых мест - в парке Победы. Зимой это не самое посещаемое место. Этим демонстрируется одновременно отношение власти и к свободе СМИ и к свободе собраний. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ После выхода федерального закона 54-ФЗ многие регионы приняли поправки регионального уровня о всяческих ограничениях публичных мероприятий, увязывая это с памятниками культуры, хозяйственными объектами, наличием учреждений различных видов. Показательно Постановление Правительства Курганской области №430 от 27.11.2006 года [Zakonodatelstvo_045_02], которое устанавливает умопомрачительные ограничения на проведение публичных акций, причём со ссылкой на понятие «объекты культурного наследия» хотя реестра таких объектов в Кургане по сей день не существует: общество Мемориал несколько лет добивается в суде, чтобы утвердить такой реестр объектов, предложенный еще в 1990 году Облсоветом, но Правительство уклоняется от принятия и утверждения его. Однако после признания неконституционными надуманных ограничений в региональном законе 179 от 03.10.06 о порядке подачи уведомлений [Zakonodatelstvo_045_01] остались требования о согласовании проведения акции с Правительством Курганской области, если место проведения лежит в пределах 200 метров от здания, где размещены органы региональной или федеральной власти. Учитывая, что центр города Кургана весьма компактен, а названные учреждения (от ФСБ, УВД, Прокуратуры, налоговые и прочие структуры, которые трактуются структурами федеральной власти) разбросаны по всему центру, то в границах исторического центра города провести публичную акцию можно только по согласованию с Правительством области. Как правило, неугодным властям структурам предлагается проведение публичных мероприятий в ЦПКиО, а проведение собраний пресекается силовыми методами. Формальное наличие законодательных норм не гарантирует их соблюдение. Реальная практика такова, что сами мероприятия либо инициированы в интересах власти, и они разрешены, либо эти мероприятия неугодны властям, тогда никакие ухищрения в попытках согласовать с властями проведение публичного мероприятия не приводит ни к каким результатам. Так в сентябре-октябре 2009 года, по слухам, было дано указание не допускать проведения никаких публичных мероприятий, и в самом деле ни одно уведомление [ U_0 ] согласовано не было. Большинство мероприятий запрещается под предлогом, что в том же месте и в то же время заявила своё мероприятие «Единая Россия». После многократного публичного уличения во лжи после такого отказа со стороны зам. губернатора А.Мазеина, ссылка на «Единую Россию» уже не давалась, указывалось на абстрактных «других» заявителей. Которых также почти никогда в реальности не было. «Единым местом» в решениях властей закреплено обычно для «Единой России» и их дочерних структур – центральная площадь города, для коммунистов – площадка у здания «Дворца культуры машиностроителей» (в одном квартале от центральной площади), для оппозиции – ЦПКиО – за пределами центра города. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ Прекращение публичных мероприятий Показательным является выступление в суде майора Зарецкого, начальника милиции общественной безопасности ОМ Центральный. Пытаясь убедить суд, что пикет был организован без уведомления, он заявил под аудиозапись, ведущуюся в судебном заседании, буквально следующее: я случайно шел по площади и, увидев человека с плакатом «мафию – на нары», решил, что это является нарушением общественного порядка, поэтому принял меры к задержанию и составлению протокола (события 2008г). В 2009 году пикет памяти редактора газеты «Курганские вести» был проведен в обозначенное время (17.05.09), составление протокола об административном правонарушении на организатора и попытки задержания участников (особенно молодежи) произведены после окончания пикета. [Приложение Sud_045_001 -протокол от 17.05]. При явном настрое сотрудников милиции на применение силы правозащитные организации и профсоюз «Защита» проводят серию одиночных пикетов (31 мая – против произвола милиции, c 6 по 17 августа – против неисполнения судебных решений по выплате зарплаты). 17 августа пикет «Защиты» был прекращен, организатор пикета получил официальное «указание» от милиции общественной безопасности [Приложение Perepiska_045_024_ОтвУВД-170809.jpg - «Указание» от врио начальника МОБ УВД от 17. 08.09] Устные претензии иногда предъявляются к содержанию плакатов, распространяемых информационных бюллетеней оппозиции. Поскольку город Курган небольшой, нередко знакомые активистов сообщают, что тексты их плакатов и информационных бюллетеней милиционерами были переданы экспертам для исследования на «экстремизм» - но такового найдено не было. При проведении одиночных пикетов 07.10.2009 г. милиция непрерывно препятствовала проведению пикетов в течение всего часа, пока проводились одиночные пикеты, сотрудники стояли возле пикетчиков, требуя написать объяснения, по какой причине они на пикете, угрожая доставить в райотдел, некоторых удалось склонить к даче объяснений, особо усердствовал участковый милиционер М.А. Малышев. При проведении собраний также возникают трудности. Для того, чтобы конференции Коалиции демократических сил (КДС) Курганской области не были разогнаны автоматчиками, либо заблокированы милицией, а в помещении, где намечена конференция, не были «обнаружены бомбы», как это уже случалось ранее, с 2006 года, оргкомитету этой Коалиции пришлось в сентябре 2008 года придумывать сложную комбинацию дублирующих мероприятий по проведению собрания, чтобы скрыть истинное место его проведения. Аналогичным образом удалось 14 марта 2009 года провести конференцию в помещении «Облпотребсоюза», в то время, как силовики готовились пресекать собрание в помещении Выставочного центра, где загодя с 8 утра ФСБ прибыло для «отыскания» «бомбы». Для подкрепления действий ФСБ и милиции был организован пикет «Молодой гвардии», которая распространяла листовки с текстом «Зауральская «Молодая гвардия Единой России» против провокаторов и самозванцев! Оппозиционная группировка «Солидарность» - это «Друзья!, которые действуют в интересах политики США, готовы распродать нашу Родину с молотка, кому не попадя!». (Прим.автора: КДС – объединилась с 1996 года, в 2008 преобразовала руководящие органы и приняла название «Солидарность»). Надо отметить, что гражданские собрания 11.09.2009, 18.09.2009 проводимые беспартийными кандидатами в городскую Думу, в помещении вечерней школы не вызвали интереса милиции и «Единой России». Дискриминация при реализации права На наш взгляд, в Курганской области при проведении публичных акций подвергаются дискриминации все общественные объединения, которые проявляют хоть какую-то независимость от региональной власти. Это правозащитные организации «За честные выборы», «Комитет солдатских матерей», а также профсоюз «Защита», «Солидарность», «Объединенный гражданский фронт», Совет предпринимателей Курганской области, Профсоюз малого и среднего бизнеса. Это проявляется в трудностях при согласовании, в задержаниях после проведения пикетов, изъятии материалов и плакатов. На мероприятиях других организаций известно только об одном задержании 1 мая на совместном митинге КПРФ, «Единой России» и профсоюзов ФНПР, поссорившегося прошлой осенью с Губернатором, националиста Валерия Попова - за распространение печатных изданий (он называет себя атаманом курганского казачества, ратует за создание «Русской Республики» на территории Курганской области, и ранее местные власти к нему благоволили, но в 2008 году он распространил свое письмо, где нелестно характеризовал губернатора). Суд признал его задержание незаконным. Кроме перечисленных выше организаций митинги или пикеты 2-3 раза в год проводят КПРФ и ЛДПР. Но испытывает некоторые трудности при согласовании с администрацией города только ЛДПР (по словам руководителя). Пикеты ЛДПР проводятся около городского рынка. КПРФ последний пикет в августе 2009 года проводило у редакций КГТРК, газет «Новый мир», «Курган и курганцы». Принуждение к участию в публичных мероприятиях Наиболее крупные по числу присутствующих публичные мероприятия собирают на 1 мая и 4 ноября профсоюзы, КПРФ, «Единая Россия». По словам работников муниципальных учреждений (больниц, школ, вузов) руководство сообщает им о необходимости присутствия на данных мероприятиях, также организованно выводят студентов. Невыход чреват возможностью порчи отношений с руководством, так как оно обязано (также, по словам соответствующих чиновников) обеспечить массовость. Кроме того, чиновниками обеспечивается доставка автобусами из районов на такие мероприятия. Большинство таких участников воспринимает это действо спокойно, как атавизм советского прошлого. Защита права на свободу собраний Шансы защититься от произвола, связанного с задержаниями и воспрепятствованием проведению публичных акций весьма призрачны. Показательным является судебный процесс против Московского ГУВД, который с помощью двух отрядов автоматчиков-ОМОНовцев, заблокировал в Химкинском лесу правозащитников, оказавшихся в автобусе, отвозившем их со съезда Солидарности на вокзал. Курганский городской суд под председательством П.Булатова и Коллегия по гражданским делам в составе Н.Бурматовой, Н.Иванкив, Н.Григорьевой признала законным блокирование и удержание с 11 часов до 15:30 без пищи и возможности отправления естественных надобностей, около 50 человек, без каких либо оснований (кроме ссылки на то, что кто-то из блокированных мог направиться на несанкционированный марш несогласных 14.12.08), причём судьи в своих судебных постановлениях утверждают, что такие действия ОМОНа, «не затронули права, свободы и законные интересы заявителя», основывали они это заведомо ложным утверждением, будто свидетель указывал, что заявитель мог воспользоваться иным транспортом, хотя свидетель в суде утверждал обратное. Насколько призрачны шансы отстоять в суде свои права на свободу собраний и оспорить протокол, составленный милицией, показывает дело о пикете 26.04.09 [Meroprijatie_045_01_ДелоОб-ЭкоПикете090426-Курган00.doc]. Во всех такого рода делах обычно задействуются проверенные судьи: Шелехова (ныне Фролова), Пшеничников и др., которые в апелляционной инстанции проводят процесс в отсутствие обвиняемой стороны, не уведомляя (не дожидаясь получения уведомления о вручении повестки, или используя иные ухищрения), игнорируя ходатайства, таким образом покрывая неправосудные судебные постановления, в частности, по делу о пикете 17.05.09 – мирового судьи Чирковой. Используется огромный арсенал приёмов, чтобы лишить организаторов публичных мероприятий возможностей на судебную защиту. У тех, кто не обладает мощной юридической поддержкой, нет реальных шансов доказать законность проведения акции, если по вышеуказанным уловкам властей при согласовании, организаторы сами не откажутся от публичного мероприятия. Дела, направленные в Европейский Суд, исчезают. Переписка контролируется, почта поступает во вскрытом виде, по пикету 19.07.08 пропали документы, поступившие из Европейского Суда, сотрудники 14 ОС отказываются назвать, какие именно документы и от какого именно адресата они без доставления возвращают назад. Ранее работник почты уже был наказан за подобные действия, но исчезновения документов продолжаются. Преследования активистов В прошедшие годы правозащитные организации провели определенную работу по защите своих активистов – подавались заявления в суд о незаконных задержаниях, проводилась разъяснительная работа среди сотрудников милиции, обеспечивалась прозрачность целей, задач, деятельности организаций через бюллетень «Честный выбор». Поданы заявления с требованиями возбуждения уголовных дел за воспрепятствование проведению собраний, за превышение и злоупотребления служебными полномочиями со стороны милиции. И если ранее при проведении акций привычными были задержания и доставления в отделения милиции с применением насилия, а участковые милиционеры опрашивали соседей по дому о поведении активистов в быту, при прибытии высокопоставленных лиц, президента в Курган, сотрудники милиции опрашивали активистов об их планах на ближайшие дни, то в 2009 году удалось добиться, что протоколы после проведения пикетов о, якобы, имевшем место правонарушении со стороны организатора, составлялись на месте. Сейчас применяются следующие меры давления на активистов – во время проведения акций, под угрозой применения физической силы некоторых участников (обычно молодежь) сажают в милицейский автомобиль и берут объяснения, но при оказании сопротивления (словесного) со стороны, например депутатов городской Думы, эти атаки удается отбить. На пикетах присутствует необоснованно большое количество сотрудников милиции (до 20 человек), сотрудники ФСБ. Милицией и неизвестными лицами в гражданском проводится фото и видеосъемка, переписываются паспортные данные участников, «проверяются» по базе УВД, вызываются на место проведения пикетов вооруженные автоматами спецслужбы. Акции силовиков при проведении публичных акций неприкормленными структурами НКО, направлены не только на пресечение их активности, но и на устрашение мирных граждан, внимание которых привлекла публичная акция. Их задерживают, сажают в милицейские машины, требуют дачи объяснений: по какой причине они вступают в контакты с пикетчиками (митингующими) требуют дать разъяснения, на каком основании они осмелились взять у распространителей информационные бюллетени о пикете (митинге, собрании). Эта психическая атака властей на мирных граждан ориентирована, по-видимому, на подавление гражданской активности, и, судя по официальным докладам, указывающим на секретные и ДСП инструкции по действиям милиции во время проявления гражданской активности, можно полагать, что именно в секретных инструкциях заложено такое непропорциональное применение силы к подозреваемым в гражданской активности. К семьям активистов звонят и приходят домой сотрудники милиции и заявляют, что их «проверяют на экстремизм». Телефоны активистов демонстративно прослушиваются, почта поступает во вскрытом виде, электронные почтовые ящики блокируются, как и сайты, а также на них размещаются вредоносные программы. А при обращениях в ФСБ, там отвечают, что преступники вне зоны их досягаемости [Приложение Perepiska_045_025_письмо из ФСБ]. С 2007 года предпринимается попытка привлечь к ответственности тех чиновников, включая силовиков, кто причастен к воспрепятствованию свободе собраний и преследованиям по политическим мотивам. Но трижды необоснованно дело прекращалось, а после обжалования незаконного постановления о прекращении дела, возобновлялось. Однако до предъявления обвинения и передачи дела в суд до сих пор дело не дошло. Любопытна информация, проливающая свет на подоплёку преследований независимых НКО. Сайт Ura.ru, Екатерина Лазарева, цитата: "Василий Кислицин заявил о тесной связи "Защиты" с правозащитниками Габдуллой Исакаевым и Галиной Кузнецовой, вместе с которыми члены профсоюза стали участниками "Каспарово-Касьяновской Национальной Ассамблеи, объединившей антироссийские силы"…."Выявлены связи «Защиты» со «Справедливой Россией», «антиглобалистами» типа Карин Клема, пишут, что связаны с французской разведкой," - заявил Кислицин [руководитель регионального отд. КПРФ, -ред.]. Само такое заявление – в форме обвинения правозащитников в связях с французской разведкой выглядит просто анекдотичным: именно интересы партии Кислицына, т.е. КПРФ в период выборов отстаивал «французский шпион Г.Г. Исакаев», защищая от нарушений выборного законодательства, допущенных партией «Единая Россия», при этом в суде господин Кислицын присутствовал не в качестве истца или заявителя, а лишь зрителем, судебный процесс в защиту его партии был инициирован движением «За честные выборы». Очевидно, что господин Кислицын таким гнусным путем добивался лишь благосклонности правящей партии. 11 октября состоялись выборы 25 депутатов городской Думы. Основная борьба на выборах развернулась между профсоюзом «Защита», присоединившихся к ним группой беспартийных депутатов и, судя по стилю работы, Курганским региональным отделением «Единой России». Кроме выпуска подложных листовок и газет, роспуска слухов, 2 октября на собрании партий в правительстве области с незаконной агитацией выступил Губернатор. Губернатор говорил о недопустимости построения выборной кампании на критике. О профсоюзе «Защита»: «это представители неконструктивной оппозиции: они нигде не участвуют, ничего не предлагают за последние годы, они занимают антироссийскую позицию и используют для своих целей возможности некоммерческих организаций, которые финансируют их деятельность из-за пределов Российской Федерации…мы за диалог, за серьезные предложения, которые реализуемые, а не фантастические…Мы должны противопоставить попыткам этого беспредела, который они хотят учинить, взвешенность, ответственность, открытость, ясность наших целей. Они абсолютно понятны. Важно, чтобы наше население в рамках избирательного процесса высказало свое отношение и к этим господам, и к тем, с кем мы конструктивно работаем». Надо отметить, что профсоюз «Защита» проиграл выборы, уступив «Единой России», но опередив по количеству набранных голосов КПРФ, Справедливую Россию и ЛДПР. Выводы и рекомендации Практически свобода собраний в регионе ликвидирована. Те усилия, которые требуются для реализации хотя бы в ничтожной мере этого права для некарманных структур, несопоставимы с усилиями привластных псевдообщественных структур при проведении аналогичных мероприятий. Поэтому недирижируемые властями собрания, пикеты, митинги - это экзотическая редкость, организуемая теми, кто готов идти под дубинки или автоматы ОМОНа, получать штрафы, сидеть в ИВС. Власть, умышленно загоняя в подполье недирижируемую общественную инициативу, искусственно создаёт в обществе напряжённость и недоверие к самой власти. Затем эту напряженность и недоверие сама же эксплуатирует, как, якобы, проявление экстремизма, тем самым, придумывая работу спецслужбам, а преступность тем временем нарастает. Государственность идёт к саморазрушению из-за отрыва интересов чиновников от интересов общества, развитие которого без свободы собраний, повышения общественной активности граждан, весьма проблематично. Для восстановления конституционных свобод, включая свободу собраний, по мнению составителей доклада, должны произойти коренные изменения в структуре власти, должны быть восстановлены институты прямых выборов на высшие должности, - губернаторов, думы. Объединениям чиновников следует запретить регистрацию под видом партий. Несменяемость чиновников, очевидно, – самая гибельная ошибка в управлении государством. (документы, на которые приведенны ссылки, могут быть предоставлены по запросу на адрес координатора проектов)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Яндекс.Метрика
© 2010 Все права защищены, при использовании
ссылка на сайт движения "За честные выборы" обязательна
закрыть
   
Текст подсказки.