ПРАВОЗАЩИТНАЯ СТРАНИЧКА КУРГАНСКОГО
ОБЛАСТНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ"
e-mail: gabdis@mail.ru
Пятый угол
правозащитников курганской области
Главная / Архивные материалы / Ксенофобия. Курган 2007 г.

Ксенофобия. Курган 2007 г.

Мониторинг ксенофобии в Курганской области

 

  1. Правовые акты и их реализация в сфере межконфессиональных отношений.

 

В течение всего периода, как  советского, так и последующего, формальные декларации региональных властей и реальное  отношение их к верующим различных конфессий существенно различалось.

На словах люди считались равными, на деле усматривались проявления дискриминации со стороны самой власти в самых разных сферах жизни верующих. Так, если православным, после принятия соответствующего закона, их имущество возвращалось безоговорочно, то мусульманам Кургана в 1997 году предлагали некий торг, и в итоге имущество не было возвращено.

Настоящим подарком властям в деле легализации дискриминационного отношения к людям, исповедующим отличные от РПЦ религиозные верования, стало принятие в 1997 году федерального закона «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»,  закрепившего, вопреки положению ст.14 Конституции РФ особую роль православия. В ходе обсуждения (организованного Правительством области) данного закона с 16 представителями всех религиозных течений  региона,  дискриминационным его признали 15 представителей, т.е. все, кроме РПЦ. Ни одно средство массовой информации, освещавшее данное событие, не сообщило об этом ключевом факте.

В дальнейшем, правительство региона предпринимает усилия по обеспечению контроля над независимыми религиозными объединениями, что вылилось в 2000 году в инцидент, когда представитель правительства В.Уфимцев вмешиваясь в работу мусульманской общины г.Кургана, сам участвовал в формировании  повестки собрания, в смещении независимого руководителя общины,  и, несмотря на результаты голосования и новые переголосования, в которых были  обнаружены фальсификации, несмотря на отказ счетной комиссии признать законными результаты, к руководству были  приведены люди,  представившие интересы власти. Эти люди, в частности, заявляли перед голосованием, что гарантируют строительство мечети в Кургане в течение 3 месяцев. Эта мечеть за 7 лет так и не была построена. Затем, в суде эти же люди показали, что В.Уфимцев собрал их для подписания некоего заявления,  все 18 пунктов которого в суде были признаны ложными и направленными против неугодного ему главы мусульманской общины (дело 2-10957/2000).

В тот же период правительственным постановлением были введены программы,  в которых националисты (руководство местного казачества, прославившиеся на почве разжигания вражды к иным конфессиям) были включены в качестве ответственных за воспитание русской культуры (Приложение к постановлению Правительства КО № 241 от  26.04.2000г.).  Постановление о направлениях национальной политики, как и предыдущее постановление 380 от  11.09.1995 г. официально опубликовано не было. Материалы и приложения по нему были доступны во время встреч с представителями национально-религиозной общественности. Губернатор публично демонстрирует поддержку активиста местного казачества В.Попова (РНКА), который к съезду 2004 года планирует:    «13) ограничение влияния и проникновение чуждых религиозных сект:    "кришнаитов, иеговы, сионизма и т.д.;  14) русские школы с этнокультурным компонентом.; 4. И программа-максимум: Построение Русского национального государства».

Показательно соотношение положений, отраженных в названном постановлении 241 от 26.04.2000  «бережное отношение к традиционным для Курганской области религиям; противодействие всем формам духовной агрессии и деятельности деструктивных организаций на территории области» с названными выше планами РНКА и с реальностью: более полугода в 2006 году не удавалось заставить правительство области (которому принадлежало здание ДДЮТ возле Правительства области) удалить фашистскую свастику с надписью «ЗДЕСЬ НЕ БУДЕТ МЕЧЕТЕЙ».

В распоряжении Правительства № 119р от 02.12.02  находят закрепление  новые структуры, не предусмотренные федеральными законами, но фактически уже созданные к тому времени местными националистами РНЕ и РНКА, как «отряды соратников»,  чьи знамена со свастиками освящались в храмах РПЦ. Поименованы они в этом распоряжении как «национальные формирования».

В тексте распоряжения это выглядит так:

«При сохранении четкой преемственности с предыдущими областными программами внесены дополнения. Если раньше акцент делался на развитие и сохранение культур народов Зауралья, то в Мероприятиях усилено внимание гармонизации национальных и межнациональных отношений, повышению роли местного самоуправления и национальных формирований как основных институтов самоорганизации национальных групп региона». Указаны и основания узаконивания этих формирований: «В связи с проявлением в последнее время в России национального радикализма, эгоизма и экстремизма в документе содержится специальный раздел, в котором предложена система мер по нейтрализации экстремизма».

В СМИ, учрежденных властями, субъектами проявлений экстремизма систематически называются исключительно приверженцы ислама, и о проверках на экстремизм в СМИ сообщается в течение последних нескольких лет исключительно в контексте мусульманских организаций.

После серии публикаций в правозащитном бюллетене «Честный выбор» о фактах дискриминационного подхода властей  в сфере межконфессиональных отношений, в новом постановлении Правительства  исчезли пункты об участии конкретной националистической организации РНКА,  а взамен введен термин «национально-культурные объединения».

Православие усиленно насаждается в различных формах в государственные образовательные учреждения под видом патриотического воспитания (кадетские, мариинские  классы, основы православной культуры и т.п.).  На «патриотическое воспитание» выделяются существенные средства, превышающие таковые на поддержание талантливой молодежи (Постановление № 62 от 05.02.01 – «Молодежь Зауралья»). Подобные средства проходят и по линии областных программ развития культуры.

В дальнейшем развитие названных постановлений в сфере межконфессиональных отношений осуществлялось путем заключения соглашений от имени правительства Губернатором области с представительством РПЦ в Курганской области.

Последнее такое соглашение подписано 19.01.2007 года.

Ни о каких подобных соглашениях с другими конфессиями неизвестно.

В целях названного   соглашения в п.3 указывается необходимость совместного с РПЦ подхода, вчастности, в работе СМИ, а  в п. 3.3 прямо указывается, что соглашением реализуется вмешательство  РПЦ «на основе отечественных духовно-нравственных традиций» в сфере просвещения,  образования здравоохранения. В 4-м соглашения  разделе идет речь о «традиционных религиозных конфессиях», и внедрении в общеобразовательных учреждениях предмета «Основы православной культуры», а также создании православных образовательных учреждений, разумеется за счет бюджета государства.  В этом же разделе содержится пункт 4.6.13, обязывающий государство участвовать в церковных мероприятиях «по проблемам духовности».

Таким образом,  без законодательного оформления, в нарушение ст.14 Конституции РФ, соглашение Губернатора О.Богомолова от имени Правительства области вводит обязательства государства участвовать в делах РПЦ,  включая финансовые обязательства.

Кроме писаных законов, в регионе неукоснительно действуют  неписаные правила, относящиеся к сфере межконфессиональных (межнациональных) отношений.

Среди этих правил-норм есть положение, согласно которому ни одно СМИ не вправе без согласия на высшем уровне публиковать какие-либо материалы, затрагивающее названные отношения. Сохранившийся со времен КПСС «комитет по печати» регулярно инструктирует и разъясняет, что «несогласованные неосторожные публикации на данную тематику могут вызвать серьезное обострение отношений или вылиться в нежелательные конфликты или столкновения,  привести к экстремистским проявлениям». Поэтому редакторы предпочитают строго следовать данному правилу, а для СМИ, не подчиненных органам власти,  обычно   такого рода инструктажи проводятся сотрудниками особых структур.

В то же время в регионе также действуют негласные правила, по которым, например, от имени «ветеранов» подобных структур,  либо под псевдонимами, похожими на имена известных правозащитников, публикуются явно заказные материалы, направленные на дискредитацию исламских организаций (например, курганский журналист Д.Литвиненко публиковал антиисламские материалы под именем Ю.Орлов).  Подобные структуры, как это видно из дела  96348, могут действовать в целях расправ по национальным мотивам.

Действующая в регионе нацистская организация  «Русское национальное единство» А.Баркашова (РНЕ), судя по их собственным заявлениям и ответам ФСБ и прокуратуры, обладает серьезным влиянием на власти региона и надежно охраняется правоохранительными органами,  открыто проводя свои еженедельные пикеты с нарукавными свастиками на центральной площади, что также свидетельствует о ее неформально закрепленном властями юридическом статусе высокого уровня, поскольку даже участника одиночного пикета памяти 10.10.2006 на том же месте милиция задержала и привлекла к ответу.

 

  1. Судебная практика по делам о свободе убеждений

 

Данных о судебных решениях, связанных со свободой  вероисповедания не имеется.

Практика участия в делах с национальной или религиозной составляющей в Курганской области показывает, что  на всех уровнях от дознания, до судебного разбирательства, факты дискриминации по религиозным мотивам (как и по национальным)  власти стараются обратить  в исключительно нейтральные противоправные действия, исключая религиозную составляющую.

На этапе следствия, например, потерпевшим объясняют, что высказывания того или иного содержания, указывающие на религиозные мотивы, не имеют значения для расследования. Так в деле о нападении сотрудников спецслужб (ОМСН) в с.Белово на 70 летнего старика Гелани В., совершавшего в это время молитву,  следователь категорически отказывал отражать любые высказывания и факты, указывающие на религиозные или национальные мотивы (388743).  

В ходе обжалования незаконного бездействия прокуратуры при расследовании данного дела суд 1-й и 2-й инстанции в нарушение ст.24 Конституции РФ не позволил ознакомиться в ходе судебного следствия (в порядке ст.125 УПК РФ) ни с одним из документов, непосредственно затрагивающим права потерпевших, пытавшихся выяснить, присутствуют ли в деле материалы по их заявлениям о национально-религиозных мотивах нападения и какие по ним принимались решения. 

Дела же, возбужденные по ст.282, и дошедшие до суда, также рассматриваются весьма странным образом. Нашумевшее дело «Курганских бритоголовых», превратилось в дело  скинхеда (по множеству данных, действовала достаточно большая группа, но, опять же традиционными для следствия методами, обвинение предъявлено только одному),  а в ходе затянувшегося судебного процесса,  судья закончив судебные прения, сообщила о дате последнего слова – 30 марта, однако после этого судебное следствие было возобновлено,  и, несмотря на то, что прокурор просил вынести весьма мягкий приговор  - 1 год условно, суд присудил лишь 5 тыс. рублей штрафа. Это за призывы расправы с инордцами  с иноверцами, за демонстрации роликов с такими расправами, за нанесение таких призывов на зданиях.  Если сравнить данный приговор с приговором в декабре 2006 воспитанникам детдома, которые без каких-либо реальных мотивов (таковых им даже не инкриминировалось), а больше в силу того, что в детдоме никогда их не знакомили с обрядом похорон, не водили никогда на кладбища (как показал представитель детдома в суде, даже в родительский день на могилы к их покойным родителямне водили, и даже не отпускали детей 16-17 лет на похороны своих родителей) и не воспитывали уважения к погребениям (Далматовский детдом), поэтому оказавшись на кладбище дети повалили несколько надгробий, возможно из чувства некоего протеста (мотивы суд совсем не интересовали).  Трудно понять, почему детдомовским ребятам за их малоосознанное деяние влепили от 1,5 до 2,5 лет реального срока (по суду 2-й инстанции), а к осознанно и целенаправленно действовашему нацисту, сколотившему команду и насаждавшему в обществе реальную вражду к иноверцам,  суд вообще предпочел применить лишь штраф.

Данное сопоставление, в плане общественной опасности деяний,  позволяет реально оценить уровень религиозно-национальной ксенофобии в высших властных структурах, включая суды.

В числе дел, связанных с правом на альтернативную гражданскую службу, можно отметить судебное дело призывника Данияра И., который обжаловал в суд призыв  2001 году, исходя из того, что является пацифистом, и что отсутствие закона об альтернативной службе не может быть основанием для нарушения его конституционных прав. Курганский городской суд после длительных разбирательств вынес решение в его пользу (дело 2-22938/2001), и с тех пор фактов нарушения права на альтернативную службу в регионе не было зафиксировано.  Однако, как следует из обращений в Комитет солдатских матерей, выборочных опросов в 2006 году,  большинство призывников и их родителей вообще не имеют представления о том, что существует такая форма службы, как АГС, поэтому такие нарушения могут быть латентными.

 

  1. 3.     Реализация свободы убеждений.

 

            Образовательные учреждения

 

16 февраля в ДДЮТ, библиотеке им. Югова  прошли т.н. «рождественские чтения», в которых принимали участия педагоги,  представители правительства, областной Думы, священнослужители, врачи, представители управления образования и различных госструктур.

Как следует из резолюции, участники не признают положения ст.14 Конституции РФ, и прямо провозглашают особую роль православия, и считают целесообразным внедрять договорные отношения госструктур исключительно с православными организациями в сфере воспитания, защиты семьи, материнства и детства, включать в образовательные программы «традиционную религиозную культуру»,  активизировать в государственных и муниципальных СМИ свою пропаганду, учредить  Правительством Думой и Епархией совместную премию «за нравственный подвиг учителя».  При всем при этом, по умолчанию «традиционной» религией подразумевают исключительно православие.

Выступления участников, включачая начальника ГУО Курганской области не оставляли сомнений,  что задача охристианивания образовательных учреждений набирает полные обороты.

На мероприятии было  распространено соглашение, которое заключили Администрация (Правительство) области и московская патриархия РПЦ  в лице Курганской епархии,  и датировано  оно 19 января 2007 года.

Соглашение это содержит 14 пунктов обязательств Правительства области перед Епархией, среди которых Правительство:

- финансирует    общественно    значимые региональные проекты и программы по основным направлениям взаимодействия Сторон,

- Содействует созданию и деятельности образовательных учреждений, учредителями которых выступают православные религиозные организации.

- Оказывает содействие введению предмета «Основы православной культуры» в школьный компонент общеобразовательных учреждений Курганской области,

- Оказывает содействие и поддержку Епархии в решении вопросов по передаче ей  в     собственность для использования в  функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками,

- Оказывает государственную поддержку информационных проектов,

- Содействует заключению договорных отношений между Епархией и органами  исполнительной  власти Курганской  области.

- противодействует деятельности деструктивных и тоталитарных религиозных объединений (сект), направленной на причинение вреда физическому, нравственному и духовному здоровью детей, подростков и молодежи, в учреждениях образования, культуры, здравоохранения и СМИ.

- организует мероприятия возрождения   традиций   взаимодействия   Российского   государства   и   Русской Православной    Церкви    в    сферах    образования,    воспитания,    просвещения,

Обязательств Епархии почти намного меньше, да они состоят, в частности,   в оказывании влияния (давления - лоббирования) на законодательную и исполнительную власть все в том же направлении – направлении охристианивания  в критериях московской патриархии, т е. вновь являются навязыванием новых обязательств на нехристианских налогоплательщиков!

В целом само мероприятие 16.02.07, включая выступления областного руководства, местных писателей-патриотов, пропагандистов, педагогов, военных и священников, призвано внедрять во все сферы (школы и дошкольные учреждения в первую очередь)  патриотизм, православие  и нравственность в критериях московской патриархии. И все за счет граждан-налогоплательщиков, в основном неверующих или нехристиан: ведь по данным самой пресс-службы Епархии  90-95%  граждан региона не являются верующими-христианами!

Но, тем не менее, губернатор О.Богомолов без согласия этих 90-95% граждан подписал и скрепил печатью такие обязательства за счет их кармана.

Все это зафиксировано  в документах мероприятия.

В марте 2006 г. был снят сюжет для КГТРК, в котором показана 41-я школа, урок ведет православный священник, дети крестятся во время урока,  а отец одной из девочек выступает со словами поддержки такого начинания.

 

            Войсковые структуры

 

Отпечаток в сознании граждан от той истерии, что нагнеталась в СМИ, как  угрозы терроризма и экстремизма, исходящего от ислама, приводит к подсознательной враждебности к лицам, исповедующим ислам.  Особенно явно этот фактор влияет на людей, прошедших Чечню и  продолжающих на контрактной основе или в милицейских структурах иметь дело с молодыми военнослужащими.   

В 2005 году военнослужащий срочной службы Артем Д. подвергавшийся издевательствам в войсках  Дагестана, пояснял, что дагестанцы относились к нему намного доброжелательней, как приверженцы ислама, в котором не допустимы унижения.

Одновременно, из других регионов (Новосибирской области, Мурманской области) где дагестанцы служат вместе с русскими, поступала информация о возбуждении уголовных дел в отношении дагестанцев за применение неуставных отношений.

Кроме того, ряд жестоких убийств в войсках мусульман,  призванных из Курганской области, дают повод считать их религиозную принадлежность одним из факторов, приведших к трагедиям.

Так в татарском селе Трехозерки родители мусульмане, игнорируя запрет военных властей,  вскрыли гроб их сына для захоронения по мусульманским обычаям  и с изумлением обнаружили жестоко изуродованное тело (по версии  военных – погиб от случайного выстрела).

В татарском селе Кызылбай в ноябре 2005 года родители мусульмане также вопреки запрету вскрыли гроб сына и обнаружили на теле сына ножевое ранение в боку в области сердца, множественные синяки,  и, кроме того у сына отсутствовал один глаз и была прострелена голова (по версии  военных – самострел).

Военнослужащий из с.Аджитарово Жамиль Р. был обнаружен в конце 2004 г. на полотне железной дороги у ст.Сальск с ножевыми ранениями в области половых органов и анального отверстия.  Солдат с ножевыми ранениями, нанесенным, по версии суда,  старшим команды, был выброшен в окно, и ни командиры, ни сослуживцы, вместе с ним ехавшие в поезде, никак не хотели признаваться, что погибший следовал вместе с ними, пока всех не задержали.  Свидетельница, как следует из материалов дела, поясняла: слышала разговор, что татарченка должны убить офицеры. Офицеры и Минобороны в суде в 2006 году (дело 2-125/05) от ответственности за его гибель были освобождены.

 

            Места лишения свободы

 

Как уже указывалось выше, фактор службы в армии, в Чечне является одним из тех, что в дальнейшем создает предпосылки негативного отношения к лицам, исповедующим ислам. В местах заключения охраной служат, как правило, лица, прошедшие Чечню.

Так в 2005 году в колонии 1 осужденные сообщали, что сотрудники колонии массово отбирали всю имевшуюся у осужденных литературу и взамен выдавали Библию, в том числе всем мусульманам. Этот факт подтвердили в 2006 г. освободившиеся  Алексей Г. и Беслан Б.

В ночь с 17 на 18 июня 2006 г. во время вечернего намаза (21ч.30 мин),  как показали свидетели в ходе судебного разбирательства в марте 2007 г., осужденному Тимуру  А. (чеченцу  по национальности, родившемуся и проживающему в Курганской области), находящемуся в камере СИЗО-1 Кургана, инспектора курганского СИЗО мешали совершать молитву,  оскорбляя нецензурной бранью,  и заявляли «соблюдать свои порядки будешь в своей стране». По словам осужденных и самого Тимура,  инспектора СИЗО специально следили в окошечко наблюдения за его камерой и регулярно во время его молитв устраивали подобное. Кроме того, зная что место совершения молитвы должно быть чистым, по утверждениям осужденных, мусульманина помещали в камеру с протекающими нечистотами. А утром 18.06.06 в 6 ч. инспектора Дедов Д., Петров И. и еще двое сотрудников с собакой, выведя из камеры в связи с его вечерней молитвой, избили его,  сломав ребро, оскорбляли его, называя чуркой и т.п.  Тимур А.  18.06.06 подал жалобу прокурору,  6 июля прокурор отказывает ему в возбуждении дела в отношении сотрудников СИЗО-1.  В тот же день  Дедов Д. и Петров И. подают заявления о  нападении на них, оскорблении и угрозах убийством со стороны Тимура А.

В отношении Тимура А. возбуждается уголовное дело по ст.ст. 319 ч.1, 318 ч.2, 306. В ходе следствия обвиняемому отказывают в медицинской экспертизе, в допросе свидетелей, в праве встретиться с правозащитником. Свидетельские показания осужденного Дудко В., вызванного в суд по ходатайству правозащитника, и подтверждавшие обстоятельства избиения Тимура А., оказывается,  исчезли из материалов уголовного дела, а сам Дудко, как  следует из его показаний в суде, с тех пор более полгода находится в карцере, как он пояснил, ему таким исходом пригрозил следователь, если он не откажется от своих правдивых показаний в отношении мусульманина Тимура А. Несмотря на приведенные в суде доказательства,  судья Алфимов А.  также отказывает Тимуру А. в проведении судмедэкспертизы для установления факта перелома ребра в ходе его избиения 18 июня.

Из данных показаний в суде наиболее наглядно можно увидеть, что уровень религиозной ксенофобии среди сотрудников прокуратуры, следствия, системы исполнения наказаний намного выше, чем в обществе или среди осужденных.

Осужденный Тимур А. передал также защитнику документ исх. А-27 от 24.08.06 УФСИН РФ по Курганской области, подписанный нач. А.В.Богдановым, из которого следует, что осужденный направлял в Курганский городской суд заявление об обжаловании действий сотрудников УФСИН,  но суд переправил жалобу руководству УФСИН РФ по Курганской области  А.В.Богданову,  который ответил осужденному одним предложением, - факты не подтвердились.

Данный факт нерассмотрения Курганским городским судом в порядке гл.25 ГПК РФ заявления об обжаловании действий сотрудников УФСИН, может свидетельствовать о сговоре данных структур – судебных начальников с тюремным начальством.

Еще одно дело, выигранное в суде при участии автора доклада (дело 1-2341/06 о, якобы, нападении осужденного Евшикова Р. на сотрудника колонии 1 г. Кургана, и обвиненного по ст. 318 ч.1 УК РФ и ст.306) также указывает на общую атмосферу религиозной ксенофобии.  Ситуация была аналогичной вышеописанной.  Сотрудники колонии избили осужденного за фразу «за полный обыск вам зарплаты не добавят» и после его жалобы, на него же сотрудник колонии Мельников А. подал  заявление о привлечении к уголовной ответственности. После оправдания Евшикова Р. 30.10.06 сотрудники колонии стали обзывать его ваххабитом,  как и защищавшего его в суде правозащитника, автора данного доклада.  Из этого можно понять, что сам факт протеста против своего бесправного положения, силовики расценивают как ваххабизм.

Следует отметить, что в этой колонии имеется специально отведенное здание-церковь для православных, и в нем проводят службы священнослужители. Другие конфесии в колониях не представлены.

 

  1. 4.     Нарушения права на свободу убеждений, совести  и религии

 

В настоящем разделе приводятся факты с предыдущего года, которые в той или иной мере указывают на нарушения в области отношений, связанных со свободой убеждений, совести  и религии.

В разделе 1 были изложены нормативные  положения и договора от имени властей, которые закрепляют дискриминируемое положение иных, кроме РПЦ, конфессий в регионе. Учитывая поддержку властями националистов, такие же притеснения по национальным признакам также можно отнести к ограничениям в свободе убеждений, поскольку это уже, очевидно, превратилось в идеологию властей, выраженную в формуле -  «Россия для русских!».

Кроме того, идеология РПЦ  и региональной власти прекрасно согласуется,  и весьма успешно насаждается в сознание людей в виде некоторого симбиоза коммуно-националистическо-православного патриотизма, исключающего любое инакомыслие, кроме  одобряемого РПЦ трепетного отношения к нынешней федеральной власти. В этом смысле симбиоз РПЦ-ВЛАСТЬ и есть некая идеология, противостоять которой в регионе запрещено.  В этом смысле особо жесткое ограничение свободы убеждений в регионе проявляется и тогда, когда граждане  намереваются организоваться в объединения исходя из своих убеждений в критическим отношении к власти.

Скандальным примером, иллюстрирующим эти положения является инцидент со срывом гражданского собрания, намеченного на 27 июня 2006 года к приезду Г.К.Каспарова. Власти региона бросили на предотвращение гражданского (неполитического) собрания огромные силы: милицейские подразделения оцепили целый квартал, на предотвращение собрания были брошены силы МЧС, ФСБ,  вооруженных автоматчиков а также молодогвардейцев из «Единой России». И все ради того, чтобы не допустить граждан в здание ДКМ,  указанном в уличных объявлениях, как место собрания.  

В то время как чуждая «традиционным» религиозная конфессия приезжих американцев-свидетелей Иеговы беспрепятственно проводит по таким же объявлениям в этом же ДКМ свои массовые собрания, и это не раздражает ни РПЦ ни власть, хотя в СМИ эту конфессию обзывают чуть ли не вражеской.

Из всего этого можно сделать вывод, что свобода политических убеждений страшит действующую власть в значительно большей мере, чем свобода религиозных убеждений, а пристегивание РПЦ к действующей власти, скорее предназначено для отвращения граждан от проявлений свободы политических убеждений.

О таком же страхе судебной системы региона свидетельствует и судебное решение по факту срыва вышеназванного собрания: суд признал, что невыполнение ранее заключенного (для проведения собрания) договора аренды ДКМ путем перезаключения по инициативе ДКМ буквально перед собранием договора с МЧС – это не что иное, как форс-мажор! Нелепость этого судебного решения пытался исправить Областной суд, но тоже ничего другого не придумал, как назвать черное белым.

 

Это же отношение к инакомыслию было продемонстрировано когда одиночный пикетчик вышел помянуть 10.10.2006 Анну Политковскую,  и несколько человек в разных концах улицы раздали листовки по этому случаю. Сюда были подтянуты не менее 15 человек на 3 машинах из милиции и спецслужб,  чтобы пресечь акцию, и милиция, собрав по улице этих людей, задержала и отправила в отделение, составив протокол. Это при том, что каждое воскресенье фашисты РНЕ, несмотря на законодательный запрет демонстрации фашистской атрибутики, внаглую выходят с нарукавными свастиками и никакая милиция их не трогает! Стояли они там же буквально за 2 дня до этого дня, 8-го октября.

Таким образом, убеждения свои граждане могут выражать исключительно фашистские, либо православные, либо иные, но не противоречащие курсу партии и правительства.

 

В этом же стиле власти региона дискриминируют и права граждан на культурные ценности. Все что относится к коммунистической атрибутике или декабристам, охраняется властями, и даже барельеф на входе в здание городской администрации Кургана, представляющий гипсовую лепнину 60-х годов, предложенную И.Хлебниковым убрать, как коммунистическую и не соответствующую назначению в госучреждении, власти  назвали культурным достоянием, подлежащим охране. И в то же время здание Богородице-Рождественского Собора с захоронениями видных граждан, протоиреев дореволюционной России, офицеров, погибших за царя, было отдано под строительство торгового центра, как не представляющее культурной ценности! 10 января 2007 г. в третий раз возвращена жалоба И.Хлебникова по этому поводу к Прокурору области. И.Хлебников полагает, что действия властей по-прежнему направлены на то, чтобы вытравивать из памяти граждан все, что связано с истинным православием и дореволюционной историей.

Что показательно, суд также отказал г-ну И.Хлебникову в праве защищать данное культурное наследие, отказал в праве закрепленном в ст.44 Конституции РФ, оценив при этом доказательства сторон до выхода в судебный прцесс!  Вновь приходится предположить, что наличие или отсутствие какого-либо права у граждан связано исключительно с тем,  каких убеждений придерживаются эти граждане.

 

В июне 2006 года присланный в с.Мостовское поп от РПЦ начал призывать на сходе граждан организовать в 24 часа выселение семьи журналиста А.К.Дедова, в связи с тем, что тот регулярно выступает с критическими материалами в отношении действующей власти. На вопрос, «почему бы самой власти не обратиться в суд, если я неправ?», поп лишь начал  высказывать хулу в его адрес и адрес семьи.

 

 17 января в идеологическую войну против Эстонии включилась региональная газета «Меридиан» ("Соседи наливаются бессильной злобой и начинают крушить памятники"… и т.п.),  и в ответ на эту публикацию было предложено разместить ответную: о фактах не менее вопиющих,  но в своем регионе. Обещанная публикация так и не вышла, и можно предположить, что даже это коммерческое издание (ООО "Газеты провинции") находится в жесткой зависимости  от требований соблюдения региональной идеологии.

24 января в 13  ч в Кургане в офисе редакции газеты "Меридиан" (Учредитель ООО "Газеты провинции", Москва) по адресу  Блюхера, 24, прошел круглый стол.

На мероприятие редактор пригласил представителя пресс-службы Московской патриархии, представителя военных, представителей националистических организаций (РНКА), ЛДПР и представителя отдела культуры Администрации области, представителя частной телекомпании, а также одного првозащитника - председателя движения "За честные выборы".

На круглом столе В.Поповым была распространена националистическая литература: брошюры, изданные РНКА - "Народное ополчение", "Русский завет", листовка "Свободу русским политзаключенным!", каковыми в листовке названы Квачков, Мироновы, Копцев, Екишев, Колчин, Сулима (последний застрелил в Кургане двоих пьяных молодых людей, одного насмерть).

Тон на круглом столе задавали националисты, высказывающие традиционно обвинения в адрес кавказцев, иноверцев, лиц неславянской национальности и Запада.

Первое же выступление касалось того, что нерусский Марат Исламов, председатель областной думы, причастен к смене русского редактора газеты "Трибуна" Альменевского (татарского национального) района,  в чем выступающая депутат от ЛДПР Н.Пальшина усматривает посягательство на интересы русских.

Второй представитель ЛДПР А.Емелин, также депутат Облдумы, продолжал нападки на чеченцев и кавказцев вообще, проживающих в регионе,  манипулируя вновь заведомо ложными обвинениями в адрес чеченцев (многократно проводились проверки, имеются документы по конкретным упомянутым фактам).

Упомянутую в дискусии  Голландию он назвал вообще обкуренной страной.

Назвавший себя адвокатом В.Тетерин был глубоко возмущен тем, что доклады правозащитных организаций по ситуации в Чеченской Республике размещены на сайте "Кавказ-центр", и поэтому заподозрил, что присутствующий правозащитник-руководитель движения "За честные выборы"  Габдулла Исакаев связан с чеченскими бандформированиями.  Он уверял, что негативные сведения о действиях военных направлены на дискредитацию русских, поскольку «исключительно только русские являются командирами в армии».

В ходе дискуссии поддержал жесткие меры властей в отношении иностранцев и при приобретении ими  гражданства для того чтобы предотвратить проникновение ваххабизма-терроризма на наши земли.

В.Попов, распространявший на круглом столе националистическую литературу, привычно обвинил Московскую Хельсинскую группу, как подрывную организацию, действующую на деньги Запада. Обвинил армянскую диаспору за конфликт в Варгашинском районе. Причины конфликтов на национальной почве объяснил клановостью власти. Главную опасность возможного распада страны по национальным признакам,  он возлагает на Запад, под дудку которого и власти разыгрывают национальную карту.

В.Зуев, представитель епархии Московской РПЦ (пресс-секретарь) назвал Курганскую область подбрюшьем Азии, и поэтому призывал к осторожности, приведя следующие цифры, озвученные на межконфессиональном совете: только 25% опрошенных считают ситуацию в регионе этнически спокойной, 50% - неспокойной.

Век либеральных ценностей прошел, уверял  пресс-секретарь епархии. У ислама, православия нет противоречий, но вот Запад проплатил развитие агрессивного ваххабизма чисто из политических целей, полагает он. Как направление решения проблем - он назвал возвращение к русской (православной) педагогике.

Хотя православных (в регионе) он насчитывает считает 5-10%, но русских считает связующим звеном, и уменьшение их численности, полагает,  может привести к отделению Кавказа и др.

Националистами агрессивно была встречена информация о том, что Дом народного творчества провел фестиваль народных культур 7 национальностей. В.Попов прервал выступающую: почему армянам, украинцам, белорусам, евреям, башкирам, казахам уделено внимание, а для русских  не нашлось места? Представитель дома нар.творчества пыталась оправдываться, уверяя что фестивали русской культуры и иные мероприятия также проводятся.

Ее сообщение о встрече с чеченцами и положительное восприятие их культурных традиций вызвало еще большее возмущение В.Попова, в связи с тем, что, по его сведениям, 350 русских было замучено чеченцами. Очевидно, раскрывая установки, полученные от властей, представитель дома творчества пояснила: надо идти на примирение, предстоят выборы, наша задача, чтобы все прошло спокойно. Это фактически показывает, что противоречивость позиций государственного органа и националистов – временна, до окончания выборов.

Представитель военных убеждал, что лучшим способом преодолеть проблему является патриотическое воспитание,  приведя примеры встреч по пропаганде «патриотической литературы».

Представитель СМИ (ТК "Регион-45"), пытавшаяся убеждать присутствующих, что СМИ должны воздерживаться от придания национальной окраски (исключить язык вражды), когда подается негативная информация о преступнике (нельзя называть национальность, религиозную принадлежность), тоже была прервана В.Поповым, возмутившимся: "почему можно говорить русский фашист, а если нерусский, то национальность не упоминать?"

В какой-то мере присутствующие выразили согласие с правозащитником в том, что неправедный принцип "разделяй и властвуй", взятый на вооружение определенными силами во власти приводит только к напряженности в обществе, а средства массовой информации нередко в стремлении услужить власти  включаются в разжигание вражды.

26 янваля с 12 часов на центральной площади г. Кургана (пл.им. Ленина) перед зданием Администрации области прошел 20 минутный пикет националистов Кургана, организованный их местной организацией РНКА (Русская национально-культурная автономия), руководитель В.Попов, называющий себя местным казачьим атаманом.

По объяснениям организаторов, пикет проходил в рамках общероссийской акции
ДПНИ, как сообщил один из пикетчиков журналисту П.Овсянникову.

Пикет проходил под традиционными для региона лозунгами - "Россия – для русских", против "иудейского ига", "прекратить геноцид русского народа".

Пикетчики привычно требовали отправить на нары судей, причастных к осуждению
"русских патриотов". Распространялась листовка "Свободу русским политзаключенным!", Был и соответствующий лозунг "Сулиму - на Канары, судью... на нары". Этот "патриот русского народа", являясь членом совета стариков казачьего землячества Кургана, пытался сделать замечание пьяным ребятам, а за грубый ответ решил принять "патриотические" меры воспитания: сходил за ружьем и пострелял в них (так излагалась первоначальная версия в СМИ в 2006 году), за что и был осужден.

Пикет охраняла милиция общественной безопасности,  а майор Григорьев,
возглавлявший эту милицейскую группу пытался воспрепятствовать журналистской
деятельности Павла Овсянникова (АНТ-новости, Уралполит.РУ), решившего
осветить событие в СМИ. Этот сотрудник милиции, упрекал его в упоминании якобы его имени в публикациях журналиста.

Майор, видимо, слегка перепутал, поскольку о его действиях по поводу задержаний в день памяти Анны Политковской, писал бюллетень «Честный выбор».

Как было отражено в докладах по правам человека за 2006 год, майор Григорьев, регулярно демонстрирует свое отношение к пикетчикам своими действиями: если пикеты   проводятся правозащитниками, - вмешивается в их общение с гражданами, стараясь предупредить их о возможных негативных последствиях, а в отношении самих пикетчиков применяет репрессивные меры. Пикеты же националистов охраняет с особым подобострастием.

Именно он, (майор Григорьев) 10.10.2006 г. применяя насилие  в отношении пикетчиков памяти Анны Политковской, разгонял пикет и задерживал пикетчиков.

27 янваля в 11 часов во Дворце творчества юных (ДТЮ) состоялось гражданское
собрание, инициированное движением "Народовластие", тема собрания "здравоохранение". Присутствовали и распространяли свои газеты КПРФ, РКРП,Трудовая Россия.

К участию в выступлениях не были допущены представители правозащитного сообщества, распространявшие также свои материалы. Около 500 человек, в основном пенсионного возраста приняли участие в собрании. На этот раз собрание, хотя и проходило по коммунистическим стандартам, меньше было ксенфобской риторики вопросы рассматривались более предметно.

Единственным ксенофобским выпадом выступающего было обвинение: из-за реализации "вражеских планов запада"  население страны вымирает, а власти России смотрят на это сквозь пальцы.

27 янваля около 20 часов по центральному телеканалу в передаче: "Вести - дежурная часть"  был показан сюжет об оправдательном приговоре в отношении чеченца, обвиненного прокуратурой Курганской области в убийстве.  Обвиняемый оправдан Курганским Областным судом, поскольку свидетели обвинения указали, что оговорили обвиняемого под пытками, один из оговоривших пытася покончить самоубийством из-за того, что оговорил невиновного.

В сюжете, показанном на телевидении, в комментарии к решению суда прозвучало заявление прокурора области В.Мачинского о том, что суд купили чеченцы.

Можно предположить, что это очередной пропагандистский выпад, направленный на формирования образа врага-чеченца. 

Данный выпад оставлен Курганским Областным судом без внимания.

 

С февраля 2006 года в УБОП впервые появился сотрудник,  который выразил заинтересованность в получении сведений  собранных в ходе мониторинга нашей организацией (Движение "За честные выборы") проявлений национализма, экстремизма.

 

7 февраля 2007 г. в 14 часов в здании КГУ (Курганский госуниверститет) прошел обучающий семинар для учителей, преподавателей, студентов по теме "Противодействие проявлениям молодежного экстремизма".

Организован он Администрацией области (представители: В.Уфимцев - советник губернатора по религиозным и нац.вопросам, В.Пугин),   и ГлавУО. Среди выступающих были  преподаватели универститета, представитель УБОП, представители чечено-ингушской общины, азербайджанской общины.

В зале присутствовали представители ФСБ, ранее разгонявшие пикет памяти А.Политковской, и отказывающиеся признать деятельность РНЕ, РНКА противозаконной.

Регламентом было установлено, что только учителям и методистам предоставлено право задавать вопросы выступающим.

Выступающие представили азы явлений ксенофобии, национализма, фашизма, предложили свои трактовки некоторых понятий, в  частности национализма как необходимого и полезного признака самоидентификации.

Представительница УБОП достаточно подробно рассказала о мероприятиях и сборе материалов по факту создания сайта курганских скинхедов («Курганские бритоголовые») и отслеживании  действий  этой группировки (КБ-88),  завершившихся возбуждением уголовного дела по ст.282 и передачей его в суд.

 

На семинаре представители власти активно ссылались на заметное ухудшение ситуации с ксенофобскими настроениями, но продолжали ссылаться на свои "карманные" общественные организации, деятельность которых направлена на
преодоление таких явлений, называлась, в частности, Ассамблея народов Зауралья, возглавляемая А.Мазеиным ( который от лица зам.губернатора на наши обращения в связи с активизацией националистов в конце 2005 начале 2006 отвечал исх N61/06-1-0-1  от 01.02.06, что это наши выдумки, ситуация не вызывает тревоги, наши доклады - тенденциозны, не отражают реального положения дел).

Насколько положение в регионе серьезно показала в ходе семинара представительница УБОП. Она провела эксперимент: спросила у нескольких студентов, каков по их мнению у нас процент преступлений, совершаемых кавказцами, другими инородцами?  Ответы были 15-20 % и больше. И она назвала фактическую цифру - 0,15%, т.е. в 100 (сто) - 150  раз ниже, и справедливо отнесла существующее мнение молодежи на результат деятельности СМИ.

Она подробно рассказала и показала с помощью проектора материалы организации КБ-88 (Курганские бритоголовые),  указала, что сайт, созданный ими действовал довольно долго, хотя сюжеты расправ, помещенные на сайте, по мнению обвинения не были реальными результатами их деятельности.   Пояснила, что не правы руководители региона, списывая на нищету корни данного явления. В числе организаторов, рядовых членов и руководства бритоголовых дети весьма состоятельных родителей и весьма образованные. Сообщила, что собранные материалы были достаточны для возбуждения дела по ст.282. Единственный вопрос к УБОП возник у г-на Попова, лидера и активиста националистической организации РНКА (и ему лично ведущий Уфимцев, почему-то сделал исключение): Почему к уголовной ответственности привлекают только русских, но не привлекают кавказцев?

Правда Представитель УБОП продемонстрировала, что она не склонна делать ни для кого исключений и ответила вопросом на вопрос: "С каких пор г-н Попов зачислил себя в преподаватели или методисты школ?"

Данный инцидент завершился тем, что, расходясь, преподаватели жестко осуждали представительницу УБОП  за нетолерантность, были уверены, что именно  она вела себя неадекватно, а вопрос националиста В.Попова  был вполне уместен.

На данном мероприятии, как и на всех аналогичных мероприятиях такого рода (организуемых В.Уфимцевым) руководитель РНКА В.Попов вновь распространял свою националистическую литературу: в т.ч. брошюру "Народное ополчение", одобряющую отстрел Старовойтовой, Гиренко, Урлиной, Радченко, как врагов русского народа.

Представитель азербайджанской общины  сложившиеся межэтнические отношения оценил как спокойные.

Представитель чечено-ингушской общины "Вайнах" не поддержал  коллегу, пояснил, что живет здесь, в Кургане 30 лет,  старается добиваться уважительного отношения к себе, и что так же должны вести себя все, но проблема отделения Чеченской республики создала серьезную проблему во взаимоотношениях, особенно проблемны отношения с теми, кто воевал на территории ЧР и теперь не может мириться с тем, что граждане России чеченкской национальности  имеют равный с ними статус.  Привел он пример и о явных националистических пропагандистских акциях в СМИ. "Патриоты" отстаивают право русских на преподавание химии и др. предметов только на русском языке в Латвии, Эстонии, но в России даже национальные территории, даже Коми, не могут сегодня добиться просто обучения родному языку - это ли не показатель лицемерия СМИ и власти?  Не с дискриминацией идет эта борьба в таких СМИ, а идет пропаганда национализма.

Представители грузинской общественности предусмотрительно не были приглашены.
Иначе они могли бы поведать об "охоте" в школах на их детей (составление списков с грузинскими фамилиями), о необходимости срочного переоформления коренному грузину своего бизнеса на русских родственников,  об испытавших счастье родителях русской семьи, когда их сын был комиисован из армии по психическому заболеванию, поскольку от деда мальчик получил грузинское имя, и поэтому, полагает мать, живым бы он из армии не вернулся (см. доклад Права человека. 2006 г. Курганская область).

10 февраля на центральной площади (пл. им.В.Ленина)  соратники РНЕ в 12 ч. проводили очередной пикет, на своем месте, у кинотеатра «Россия».

 

12.02.07  потерпевшим, чеченской семье Антаевых, с. Верхнесуерское, поступило уведомление о приостановлении следствия за неустановлением лица, подлежащего  привлечению к ответу.  Забавна эта формулировка тем, что акцию устрашения и избиения организовывал зам. нач.  РОВД Пахаруков,  и однажды в возбуждении дела потерпевшим уже было отказано в апреле 2006 г. в связи с засекреченностью имен нападавших.

 

В судебном заседании 13.02.07 в Курганском городском суде русские свидетели описывали, каким издевательствам подвергают сотрудники в СИЗО-1  чеченца  уроженца города Кургана (см. раздел 3.3) за его религиозные проявления.

 

20 февраля к автору доклада обратился как к правозащитнику Махмуд С., житель села Новоталово Ялуторовского района Тюменской области.  Его пояснения свидетельствовали о следующем.

Он, уроженец Узбекистана, давно, более 10 лет живет в селе, имел лесопилку.  Кроме того, в силу просвещенности в исламе, его избрали имамом местной мечети.  Как и прежний имам, он придерживается традиционного ислама суннитского направления.

Однако, очевидно, по жалобам прежнего имама,  его начало преследовать ФСБ,  якобы он проповедует ваххабизм. Под видом обысков были вскрыты, а затем разграблены помещения пилорамы.  Ему  также угрожали сотрудники ФСБ, что передадут властям Узбекистана, как участника покушения на президента Каримова. Понимая всю нелепость обращенных к нему обвинений, он, однако не мог понять, каким образом он может быть огражден от всех этих притеснений. В этой связи  после консультаций его обращение было   передано тюменскому правозащитнику для сопровождения его дела.

 

В марте месяце ученица 10 кл. Татьяна Н. г.Кургана обратилась за помощью в пресечении домашнего насилия (побоев), связанного с тем, что мать, выйдя замуж за мусульманина-таджика и приняв ислам, вместе с отчимом запрещают ей носить крестик, ходить в церковь,  наказывают физически за разные провинности. После обращения девочки  в травмпункт после очередных побоев, прибывшие в семью девочки чтобы взять объяснения   милиционер и воспитатель  проводили мероприятия по перевоспитанию непослушницы.

Милиционер, в частности утверждал в присутствии девочки и родителей, что его лично отец воспитывал ломом, и ничего. Жаловаться на них он никуда не бегал.

Женщина – педагог, была менее радикальна, и лишь убеждала, что поделом же ей досталось (родители утверждали, что дочь пришла позднее, чем ей разрешается и подвыпившая).

 

По делу же скинхеда Курганский городской суд, куда, как было указано выше, было передано его дело, признал Козлова Я. виновным по ст.282 и приговорил к штрафу 5 тыс.руб.

На другой день после вынесения приговора 15 апреля на самой людной магистрали, на стене дома появилась надпись «Смерть жидам!»,  а еще через день на мусульманском кладбище был учинен настоящий погром: 19 мраморных надгробий были разбиты или сброшены, сбито множество полумесяцев, одно надгробие, оказавшееся поджатым с двух сторон, устояло несмотря на  удары ногами и тяжелым металлическим предметом. Невдалеке от  кладбища была намалевана огромная свастика. Все это произошло очевидно, 18 апреля.

19 апреля около 21 часа дежурный Советского отделения милиции, назвавшийся Голиковым, к которому обратились по телефону, отказался фиксировать заявление о погроме на мусульманском кладбище. Утверждал, что такого не существует.

 

  1. 5.     Позиции властей, политических и общественных лидеров.

Фактов рассмотрения дел по ст.282 УК РФ кроме приведенного в докладе случая со скинхедом, Курганский областной суд не привел.

Проведенное 7 февраля 2007 года по инициативе Правительства области в здании Университета мероприятие  по противодействию проявлениям молодежного экстремизма и интервью В.Уфимцева тележурналистам, свидетельствует о том, что власти не считают ситуацию с отношениями в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений вызывающей тревогу. Все случаи конфликтов и проявлений ксенофобии власти склонны относить на счет бытовых конфликтов.  Их уровень власти связывают с низким экономическим уровнем развития региона, нищетой.

Такой же позиции придерживаются представители ведущих партий региона, представляющих большинство в Областной Думе, это было подтверждено в интервью с лидерами «Единой России» и КПРФ.  Один из лидеров «Единой России», попросивший не называть имени, правда добавил еще один фактор, который усиливает атмосферу напряженности в регионе (в сфере межконфессиональных отношений):  войну в Чечне, поскольку большинство молодых людей и сотрудников правоохранительных и иных силовых структур прошли это испытание,  оставившее след в их сознании, и вследствие этого являются носителями ксенофобских взглядов.

Представители еврейской общины также не испытывали проявлений реальной агрессии или угроз в их отношении за последний год, о настенных надписях, или пикетах представителей РНЕ,  они информируют по своим каналам,  и представители ФСБ более года назад уточняли некоторые обстоятельства по таким обращениям.

Представители чеченской общины придерживаются иных взглядов.  Зафиксировано множество жалоб граждан чеченской национальности, по которым реакции  со стороны властей нет, а порой, напротив, вместо объективного разбирательства по жалобе, власти принимают либо силовые меры, либо угрозы в отношении тех, кто пытается отстаивать свои права.    Примеры этого приведены в других разделах данного доклада. Самым наглядным случаем является преследование за совершение молитвы в СИЗО-1.

 

  1. 6.     Тема свободы совести и религии

 

Фактически  данная тема  в СМИ последние полгода не фигурирует, как если бы на нее было наложено табу.

Используются в СМИ исключительно пропагандистские материалы,  которые направлены на формирование определенных установок у населения. При этом не допускается ни малейшего намека на полемику или обсуждение с участием представителей альтернативных взглядов.  Выше приводился пример с частной  газетой.

Все остальные СМИ региона учреждены властями, поэтому не только обсуждения  не могут себе позволить, но и упоминания имени человека с оппозиционными взглядами. В частности в приватном разговоре, почему не публикуется предложенное альтернативное мнение, О.Серебрякова, редактор городской газеты «Курган и курганцы» пояснила, что ей и без того «по башке настучали» за упоминание его, оппозиционера имени, лишь как участника мероприятия.

Сколько бы фактов и кто бы ни приводил, в СМИ всегда озвучивается только одна позиция, которую выдает советник губернатора В.Уфимцев, - «обстановка спокойная, оснований для реагирования нет».  Хотя и представитель РПЦ приводил результаты опросов, что более 50% опрошенных считают этно-конфессиональную ситуацию неспокойной. Но и  после  погрома на мусульманском кладбище также никто, никакие СМИ не озвучили данного факта, милиция и власти трактуют погром, как простое хулиганство и дело по ст.244 не возбуждают.  Явно бросается в глаза огромный контраст с событиями годичной давности, когда на Далматовском русском кладбище детдомовцы сбросили 10 надгробий. Больше недели все СМИ тогда  муссировали информацию «о  диком варварстве, глумлении над захоронениями», по данному делу по ст.244 детдомовцы осуждены на 2,5; 1,5; и 1 год реального срока за надругательство над местами захоронений.

Вновь и вновь подтверждается не информационная, а пропагандистская роль СМИ региона в жизни общества. Цель одна – заставить людей жить в искривленном  мире, лишить правдивой информации.  

 

7.  Рекомендации.

 

Преодоление указанных тенденций, направленных на дискриминирующую правоприменительную практику невозможно без:

-  восстановления в регионе принципа гласности,  и равенства возможностей представлять и публиковать в тиражных изданиях альтернативные доклады правозащитников, осуществляющих мониторинговые исследования в названной сфере, для чего ввести такую обязанность законодательно;

-  введения в практику систему отбора в правоохранительные и судебные органы по итогам тестирования на предмет  толерантности,  законодательно ввести порядок, по которому лицам,  исповедующим националистические убеждения запрещалось занимать такие должности;

-  введения в практику работы Областной Думы ежегодного заслушивания докладов правительства региона о мерах по преодолению указанных проявлений и доклада правозащитного по данным направлениям мониторинга.

 

Г.Г. Исакаев

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Яндекс.Метрика
© 2010 Все права защищены, при использовании
ссылка на сайт движения "За честные выборы" обязательна
закрыть
   
Текст подсказки.