ПРАВОЗАЩИТНАЯ СТРАНИЧКА КУРГАНСКОГО
ОБЛАСТНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ"
e-mail: gabdis@mail.ru
Пятый угол
правозащитников курганской области
Главная / Архивные материалы / Ксенофобия в Курганской области - в 2001 г

Ксенофобия в Курганской области - в 2001 г

 

 

 Проявления национализма, ксенофобии и нетерпимости на территории          

Курганской области

(по материалам конца 2001 начала 2002 года)

 

 

Историческая справка

 

   До ХV века на территории, где сейчас расположена  Курганская  область проживали большей частью кочевые тюркские народы, исповедующие язычество. Их вовлечение в сферу ислама, православия, буддизма происходило начиная с XV века.

   Через  регион  проходили   торговые    пути,    связывающие    старые мусульманские  центры  Средней  Азии  и  Поволжья.   Местная    династия Тайбугинов, правившая в XV -  первой  половине  ХVI  века,  исповедовала ислам. При хане Кучуме, завоевавшем Сибирский юрт в середине  XVI  века, переход населения из язычества в ислам продолжился, в  регионе  работала миссия  мусульманских  проповедников  из   Средней    Азии    (посланная родственником Кучума, бухарским  ханом  Абдуллой)  и  муллы,  бежавшие  с Запада после разгрома Московским государством Казанского царства.

   Полной исламизации окраин Сибирского царства помешали поход Ермака  и последующий захват региона  русскими  войсками.  С  XVII  века  началось массовое  строительство  пограничных  русских  укреплений  и   заселение русскими региона и принятие частью местного населения православия (указы Петра I 1706 и  1710  годов  предписывали  крещение  всех  "иноверцев"), происходившего на фоне многочисленных военных конфликтов, в том числе  и по  религиозным  и  национальным  мотивам,  между  русскими,  калмыками, башкирами, татарами, казахами.[1]               

   В XIX веке регион являлся  местом  ссылки.  В  Тобольском  губернском "Обзоре экономического  и  сельскохозяйственного  состояния  Курганского округа за 1895 год" записано, что в Кургане 7376 жителей,  из  них  3493 ссыльных. Продолжалась миссионерская  деятельность  православной  церкви среди мусульманского населения, для татар открывались бесплатные школы с полным содержанием при монастырях для "незаметного привлечения детей  их в  Христианство",  мусульман,  принявших   христианство,    предлагалось переселять  из  мест  компактного  проживания  в   отдельный    поселок, необходимость  которого  обосновывалась  "тяжелым   положением    татар, принявших христианство, среди своих соплеменников-магометан".[2]

   В  1929-1931  годах  XX  века  (советской властью) арабский    алфавит    был    заменен латинизированным алфавитом - "яналифом", в 1939-1940 году -  кириллицей, что  наряду  с  проводимой  политикой  ассимиляции  привело  к    утрате собственной  культуры,  истории  и  религии  всех  тюркских  народов   и

отъединила их от зарубежных центров исламской цивилизации на  Ближнем  и Среднем Востоке. Но ислам сохранялся на бытовом уровне, православие же подверглось тотальному разгрому.[3]

   К сожалению, в Краснодарском крае в настоящее время не учат историю средних веков своего края - славную историю Золотой орды, а в Курганской области - историю царства Сибирского.[4]

 

Краткая информация о регионе

 

   Численность населения на 1.01.2002 1 млн. 076  тыс. человек,  миграционная убыль за 2001 год 5 тыс. человек (продиктована экономическими причинами: жизненный уровень в 2-5 раз ниже, чем в соседних регионах), естественная убыль 7 тыс. человек. Городское население 57%, сельское 43%.

   Национальный состав населения по данным переписи 1989 года:

   русские- 91, 4 %; татары- 2 %, башкиры - 1,6 %, казахи - 1, 4 %,  украинцы - 1,3%, белорусы - 0,5 %, другие национальности (более 100)- 1,8 %.

   Единственный депрессивный регион в Уральском округе, трансферты из федерального бюджета составляли в 2001 году около 60 % областного бюджета.

 

 

Распространение националистических и ксенофобских настроений в регионе

 

   В силу сохранения в регионе до конца 90-х в большей степени советской идеологии, советской системы управления, уклада социальной  жизни,  искусственной  замкнутостью  существующих местных информационных систем, межнациональные отношения  сохранялись  законсервированными с  советских времен.

   Но положение изменилось, видимо, под влиянием, как внешних причин, так и региональных. Среди внешних - общенациональный подъем и большие ожидания перемен к лучшему в связи с избранием нового президента, а также с обещаниями властей скорого и победного окончания войны на Кавказе. А среди внутренних, региональных,  - обещания в выборный период скорого экономического подъема "опорного края России" (это о Курганской области, - предвыборный слоган губернатора), а затем провалом этих обещаний, и внезапным для местной власти региональным подъемом национального самосознания тюркских народов, которые стали добиваться изучения в школе родного языка и собственной истории, возрождения собственной культуры и религии.

   Если ранее в официальных СМИ редко публиковались ксенофобские и националистические высказывания, и исходили они и подавались как мнение "простых людей", носили скорее случайный характер, а целенаправленная пропаганда идей  национализма и ксенофобии исходила от Русского национального единства (РНЕ), то в 2001 году публикации такого характера исходят  от чиновников администрации области и  сотрудников официальных изданий СМИ.

   На бытовом уровне, за прошедшие несколько лет, таких разительных изменений, по нашим наблюдениям, пока не произошло. Традиционно существует бытовой антисемитизм - «Во всем виноваты евреи», ксенофобия – «Всю торговлю в городе захватили азейбаржанцы, всю власть в районе захватили чеченцы - какие меры принимает милиция?», и, как правило, эти высказывания исходят от людей среднего и старшего возраста. Молодежь пока, в среднем, более толерантна. Факт довольно давний, но на президентских выборах 2000 года в ходе выходного опроса выяснилось, что за кандидата-чеченца голосовали молодые люди, имеющие внешность «лиц славянской национальности».

  Степень распространения идей национализма и ксенофобии в регионе заметно возросла,  появились  новые представительства националистических организаций, охватывая территориально крупные районы. Возросло число их членов. Но главное заключается в изменении качественного уровня: распространение  этих идей исходит не от маргинальных групп и организаций, а от журналистов, литераторов и чиновников. Пришедшая к экономическому банкротству область является (около 60% населения за чертой бедности) благодатной почвой для политических спекуляций такого рода идеями.

 

Националистические организации региона и их печатные материалы 

 

   В регионе известны две  организации, которые открыто пропагандируют идеи национализма: Курганская областная организация Общероссийского Патриотического Движения Русское Национальное Единство (РНЕ) и Русская национально-культурная автономия Курганской области (РНКА).

   В печатных материалах этих организаций присутствуют все признаки национализма: вера в то, что потребность принадлежать к нации превосходит все другие потребности; убеждение, что  образ жизни, цели и ценности русской нации отличаются от всех прочих, и не могут быть поняты другими людьми, исключительно в силу их низшего национального происхождения; русская нация уникальна, и предназначение - служить высшим ценностям, которые непостижимы всем остальным, и не поддаются рациональному анализу; вся жизнь русского человека должна быть подчинена служению русской богоносной нации; исполнению высшего предназначения русской богоизбранной нации противодействуют все остальные, и нет другого выбора, кроме как подчинить их своей воле или уничтожить.

   Председатель  Совета  РНЕ  Курганской  области  -  С.Е. Колотов, заместитель председателя - А.А. Тарасов Курганское  отделение  проводит еженедельные  публичные  мероприятия  (каждое  воскресенье)  на  главной площади города, на которых открыто раздаются материалы РНЕ (газеты, листовки, обмен видеоматериалами о деятельности РНЕ) и проводится индивидуальная агитационная работа с заинтересованными идеями РНЕ людьми. Раздаются анкеты желающим вступить в их ряды, собираются заполненные анкеты кандидатов на вступление.   Количество членов организации неизвестно. Они поясняют, что организация полувоенная, поэтому эти данные являются тайной. Организаторов мероприятия на площади насчитывается обычно 6-10 человек. Более  активно индивидуальная работа ведется с молодежью старшего школьного возраста, студентами и др. По мнению руководителей регионального РНЕ 80% населения региона поддерживает их деятельность и идеи.

   Активистами РНЕ распространялись в течение октября 2001-апреля  2002 листовки местной организации РНЕ:

   1. "Западом наказывал и накажет нас Господь..." тираж  20  000  экз., цитата: "В 90-х годах, очумев от вседозволенности,  иноземная  верхушка российской  власти  (а  точнее - ее  западные  хозяева)  решили    "общак" разделить... Запад  силой  навязывает  всем  свой  мировой  порядок.  Их бронированное НАТО рвет гусеницами земли  малых  (пока...)  стран...  Их ученые-генетики...  скрещивают  человеческие  и  животные  гены...    Их спортсменам ставят прививки с наличием генов  хищных  животных...  Запад мечтает о сверхсолдате и власти над миром..."

   2. "РНЕ - это воинство Христово, ведомое самим архангелом  Михаилом", тираж -100 000 экз., цитата: "Слово "жид" у Русского и  других  Народов  ассоциируется  со словом "злодей", "кровосос", дьявольская смертоносная секта, нахлынувшая на Русь... Беритесь крепче за рукоять Меча Святой Любви!  Крепче  рубите им чужеРодную пархатую гниль..."

   3. "Не мир Я вам принес, но меч.", два вида листовок -  без  указания тиража. Цитаты:  "РНЕ  считает  казачество  составной  частью   Русского Народа...в    отношении    которого    проводился    и        проводится иудо-коммунистический геноцид... Нация, Вождь, Русь  Святая,  Порядок.", "Казакам...  создать  по  месту  жительства    жизнеспособные,    боевые формирования, цель которых...освобождение Святой  Руси  от  сатанинского ига". В листовках сообщается о казачьих отрядах, вошедших в РНЕ. Помещены фотографии снятые при освящении знамен РНЕ в православных храмах региона.

 

   В этот же период (октябрь 2001- апрель 2002) распространялись издания общероссийской организации РНЕ:

   1. Газета "Русский порядок" N 1, 2001

   а) выходные данные: регистрация - Державный Комитет Республики Беларусь по  печати, общий тираж - 5 млн. экз., отпечатано: Москва, "Ростраст-принт", 1-й завод, 300 000 экз.

   б) статьи номера:

   - "10  лет  РНЕ",

   - "Новый  мировой  порядок"  -  Россия-Апокалипсис",

   - "Пророчества православных русских святых о будущем России и  мира",

   - "ИНН ведет к печати  Антихриста",

   - "Благополучная Европа накануне консервативной  революции",

   - "Евреев гнать  в  сторону  противника",

 

   - "Мистический  национализм,    последний крестовый поход" и т.д.

   2. Специальный выпуск газеты  "Русский порядок":

   - без выходных данных (названный в тексте тираж - 1 000 000 экз.),

   - статья "РНЕ - против ИНН".

   3. Листовки

   - "Глобализация экономики... смерть новому мировому порядку и его слугам!" на русском и английском языках.

 

   Город регулярно обклеивается листовками с символикой РНЕ и  лозунгами "Россия ждет твою волю!", "Все  для  нации!",  "Нация  превыше  всего!", "Русской  Земле  -  Русский  Порядок!",  "России  -  Русский  Порядок!". Складывается впечатление, что нет ни одной улицы, где хоть один  дом  не помечен фашистской свастикой с аббревиатурой "РНЕ".

   В интернете работает сайт курганского РНЕ, где размещены их листовки, информация о деятельности и идеях.

 

   В регионе действует с 1998 года Русская национально-культурная автономия Курганской области, по словам руководителя организации В.Г. Попова численность  организации на октябрь 2001 года -  300 человек,  руководители и активисты организации  присутствуют и участвуют в большей части мероприятий "военно-патриотической направленности", а также посвященных проблемам  русского языка и возрождения русской  культуры, организуемых властями области.

 

   Организацией издается газета "Национальная мысль",  главный  редактор В.Г. Попов,  ("академик  Русской   академии    православия",    "Атаман Курганского казачьего землячества",  "председатель  Федеральной  русской национально-культурной  автономии").  Из  выходных    данных:    "Газета зарегистрирована  Министерством  РФ  по  печати,   телерадиовещанию    и средствам массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ N 11-0706 от  14  июня 2001  выдано  Уральским   окружным    межрегиональным    территориальным управлением".  Тираж 2000 экз. Отпечатано государственным издательско-полиграфическим предприятием "Зауралье",  г. Курган,   "издается на народные пожертвования". За период с октября 2001 по апрель 2002 распространялось 2 номера - за октябрь N 5 и декабрь N 6.

   По словам руководителя этой организации, газета распространяется в 56 регионах,  возможно  получение  газеты  по  подписке.  Обычно  ее  можно получить на различных мероприятиях в администрации области.

   В  данных  номерах  публиковалась  работа  В.Г. Попова    "Русская национально-культурная автономия, ее цели и задачи в 21 веке", в которой рассказывается о программе "Золотого миллиарда", разработанного  мировым сионистским правительством. "С исторической карты Земли должны исчезнуть многие народы, чтобы обеспечить достойное  существование  тем  избранным сионистско-англо-саксонским народам...",  "Запад  ведет  тайную  войну... война  перешла  в  новую  фазу  и  на  другой  уровень:  на  генный    и информационный...", Китай будет сбрасывать "излишек людских  ресурсов  с последующим вытеснением и уничтожением  коренных  народов...  России  и Казахстана". "Америка как народ, как нация не состоялась,  доказав  свою нежизнеспособность", "Именно русская цивилизация  является  силой,  которая спасает планету...".

   Во второй части  работы  рассказывается  о  том,  что  82%  русских составляют основу государства, а остальные 18%  народов  и  народностей "сосут из них кровь в  виде  денежных  потоков  для  своего  татарского, еврейского и другого возрождения", "...есть 18% народов и  народностей, которым международные правители позволили на теле русской земли  создать свои  национально-территориальные  образования"  и  т.д.

   В 5 номере опубликована  статья  о  том,  как  бог  уже  наказал  тех (называются  конкретные  люди),  кто  не  пожертвовал  деньги  церкви  и казакам.  По  мнению  автора,   подхорунжего    Н.    Храпова    "...ты, предприниматель и бизнесмен,  являешься  безмозглым  орудием  разрушения России", но "если хотите спастись, то  часть  своих  доходов  вы  должны пускать... на программы  национального  возрождения  России  и  области, поддерживая русские и казачьи организации..."

   В 5 и 6 номере опубликованы статьи о "последышах Троцкого-Бронштейна" Минюсте  и  Миннаце:  "Министерство  юстиции  против  русских,  или  Как уничтожить русское самосознание и культуру" и "Министерство юстиции  как источник рассады терроризма в России"  В.Г. Попова.

   Распространяются последние материалы не только в администрации области, но и во время проводимых по инициативе коммунистов собраний, например 25.04.2002 на «гражданском собрании» с участием областных и городских властей, руководителей правоохранительных органов.

   Кроме распространения материалов РНЕ,  соратники сообщают о создании и тренировках боевых отрядов,  в публикациях сообщается о казачьих отрядах, вошедших в состав этих отрядов РНЕ.

 

 

Пропаганда ксенофобии в СМИ

 

   В регионе местные периодические СМИ постоянно публикуют высказывания и мнения исходящие от граждан, политиков, чиновников, православных священнослужителей содержащие элементы ксенофобии. Ряд примеров может служить этому иллюстрацией.

 

   На вопрос журналиста в ходе уличного опроса "Как США должны ответить на теракты?" Ю.Захаров, начальник участка по ремонту автомобилей, ответил -"Третьей мировой войной. Давно пора разбомбить все арабские страны. Ведь виноват не только Усама бен Ладен. Его выдача ничего не изменит, уйдет он, не его место придет другой фанатик".[5]  

 

   Депутат фракции коммунистов Государственной  Думы от Курганской области В.  Кислицын  о Земельном  Кодексе  на  митинге "Народовластия" и коммунистов в  Кургане "...право  покупать  и  продавать землю предоставляется иностранцам. ...А  ведь  уже  сейчас  на востоке теснят китайцы, на западе немцы".[6]

 

   О событиях 11 сентября.

   Депутат государственной Думы от Курганской области Н. Безбородов: «Фанатизм  исламских экстремистов и нежелание администрации США корректировать свою  политику в соответствии  с  изменениями,  происходящими  в  мире,  спровоцировали трагедию».[7]      

 

   Член Совета Федерации от Курганской области Олег  Пантелеев: 

США  "...не оказывали противодействия терроризму в Чечне, защищали "права  человека" в этом регионе, что играло на руку чеченским боевикам".[8]

 

   Он же: Мы должны заранее готовится к нашествию с юга"[9]

 

   Александр Олейник, учитель  истории  с. Скаты  Белозерского  района: "Историей   доказано,    что    только    Россия заинтересована в мире на Балканах, потому что это  означает  мир  прежде всего для самой Европы".[10]

 

    В.Нестеров,  член  совета  стариков  Шадринской  станицы   Оренбургского казачьего войска:

«...Все  западно-славянские,  католические государства и народы  Европы  снова  в  стане  врагов  России.»[11]  

 

    Военком  области,  генерал-майор  В.В.  Усманов:

« . . .внуки немецких фашистов вновь бомбят Югославию.»[12]

 

    Николай Ермаков, инженер:

"...Россия сегодня главный земельный резерв. Для всех - и для Запада, и для китайцев. Недаром существует реальный американский проект покупки Сибири."[13]

 

 

   Пенсионерка:

"Благодарны Путину за то, что  он  оставил  музыку  Гимна  Советского Союза... Но вот двухглавого оставили ни к чему..." Валерия Новодворская - "это хищница, в ней столько злобы к народу,  к  нашим  ветеранам  войны, защитникам свободы и мира! Но и в Думе много разного сброда,  и  они  не ведают наших бед".[14]

 

   Отец  Михаил,  епископ  Курганский  и  Шадринский: 

"Мутные   потоки, хлынувшие со всех сторон на нашу Родину, пытаются заглушить  и  подавить его (образ божий в человеке), низвести до  животного  состояния  и  этим погубить навечно. ...Православная  церковь  как  институт  призвана,  по определению, стать во главе этой духовной борьбы (со злом), ибо  Христос сказал: "Создам Церковь мою и врата ада  не  одолеют  ее".[15]

 

   Настоятель Свято-Николаевской церкви о. Михаил:

"На  все  воля  божья. Если это свершилось, значит Бог поступился в назидание другим. Возможно, страна грешна перед Богом. Они бомбили христианскую Югославию – рушились храмы, проливались людские слезы. США не знают,  что  такое  война,  что такое страдание, и Господь послал им это испытание".[16]

 

   Протоиерей Николай Чирков, настоятель Богоявленского храма в Кургане на  заданный вопрос  "Отец Николай, сегодня много говорится о патриотическом воспитании.  Возможно ли оно вне православия?":

"Видимо, нет.", "... духовно слепой не поймет  слов о  Родине,  Богом  данной  отчизне... Такие  люди  теряют  чувство  патриотизма. Становятся так называемыми космополитами, верящими  лишь  в  свои права, удобства и блага".[17]

 

   Пресс-секретарь епархиального управления  отец  Аристарх о Свидетелях Иеговы: 

"Это  секта, зарегистрированная  в  Бруклине,  как  издательская   группа.    Типично тоталитарная секта с элементами иудаизма и  марксизма.  Они  ставят  под жесткий контроль всех своих членов, и выйти из нее  очень  сложно,  а  у тех, кто смог это сделать, наблюдаются изменения психики... Не явившихся, решивших выйти из под контроля, потом выискивают, вычисляют.  Это  секта, опасная для государства, и вредная для здоровья."[18]

 

   В областной общественно-политической газете "Новой мир" в 2001 году появилась еженедельная рубрика "Политнеделя: анфас и профиль", которую ведет В.Межевикин. В ней постоянно присутствуют высказывания, содержащие элементы ксенофобии и антисемитизма:

   N 208 материал "Кто идет? Мы идем - октябрята", "страна после войн и революций поднималась словно феникс из пепла", но в то время "...березовские, абрамовичи,  гусинские не набивали ими  (деньгами) собственные сейфы, не обирали страну, не тащили миллиарды за границу".

   N 211 материал "Пахнуло маем в ноябре",  о дне примирения и согласия - "Кому и с чем надо примирятся? Нищим регионам с жирующей столицей?".

   N 195 "Жестокие игры" о гуманитарной помощи США Афганистану -"Те же ракеты, что разрушают и убивают, заправлять еще котелком с пловом? Тогда оставшиеся в живых тут же смогут помянуть убитых", "...детей, раненых, искалеченных, взрывами американских бомб".

   Присутствуют выражения "чеченский боевик", "чечено-грузинские бандиты" Большое неудовольствие В. Межевикина вызывает  телевидение:

   N 222 "Всадник с головой" - "Сердобольное" отечественное телевидение устами многочисленных новодворских и хакамад без устали доказывает, что не было у народа ни нормальной истории, ни подвигов, ни свершений, ни героев...", "Печальный детектив" - "Телевидение Березовского и Гусинского, торжествуют вкусы и мораль московских лавочников".

   Редакция газеты "Новый мир" фильтрует отклики читателей на ксенофобские материалы под свою позицию. Письмо с их критикой не допускается к публикации. Напротив, письмо с резко ксенофобскими высказываниями публикуется под заголовком "Истоки террора" (по поводу трагедии 11 сентября):

   "Теракты стали возмездием за агрессивную глобалистскую политику США... Что заставило этих людей ценою жизни нанести удар по цитадели капитализма?" "На совести американцев больше  безвинных жертв: ...Хиросима и Нагасаки, где погибли сотни тысяч японцев, ...около 2 миллионов человек было убито американцами во Вьетнаме, ...при операции "Буря в пустыне" убито около 1,5 тысяч стариков, женщин, детей".

 

   Издающийся с  2001 года в Кургане журнал "Сибирский край"  начал публиковать  материалы,  возрождающие  социальную  вражду,  с  привычной коммунистической  терминологией  "кулацкое  отродье",  "враги    народа", "кулацкие  банды"  и  т.п.  Одновременно  пропагандируется  ненависть  к сторонникам демократических преобразований  в  России  (Горбачев,  др.), публикуются грязные, оскорбительные в отношении таких политиков  стишки. Публикуются в нем откровенно  национал-ксенофобские  статьи.  В  частности, регулярно упражняющийся на  разжигании  социальной  вражды  и  возбуждении ненависти к демократическим ценностям  в  областной  (проправительственной) газете  "Новый  мир"  В.Межевикин  публикует  в  этом журнале  материал   под заголовком  "Маленькая  страна", где ностальгически вспоминает  прошлое нашей страны: «Сталин … лапотную страну сделал великой космической державой».  Откровенно пропагандируется межнациональная вражда, демонстрируется ненависть к "гусманам - якубовичам". Достается в публикации демократам, даже другим государствам:  «Сколько желающих отхватить от все еще огромной… страны кусочек земли и с юга и с запада и с востока», «... присваивая себе вместе с Крымом Севастополь, убивая русских школьников в Приднестровье», -автор всюду видит «…недобрые глаза людей, которые, как свиньи в грязи, ищут в нашей истории только плохое». Истоки российских бед автор видит ясно: «Другие теперь памятники понадобились: на Поклонной горе… воздвигнута синагога». И, естественно, затронуто телевидение с дикторами, не выговаривающими первую букву в слове «Россия».

   В журнале широко представлены взгляды бывших работников  КГБ,  других местных идеологов  коммунизма,  теории  классовой  борьбы,  милитаризма, фашизма. Номер завершается поэтическими «произведениями»:

       «…Не много ли в правительстве России

         Приватной неруси с потугами мессии». 

   В целом, под маркой  литературного  издания  журнал  ведет  обработку читателей в духе  коммуно-фашистской  идеологии,  не  допуская  на  свои страницы материалы, идущие вразрез с идеями коммуно-фашизма.[19]

   В местных СМИ не обнаружено материалов антиксенофобского или антинационалистического содержания, лишь несколько предложений в отдельных статьях. В одной: "Неприятно задела за живое дирижера Уральского филармонического оркестра Дмитрия Лисса встреча на центральной площади с баркашовцами, которые попытались вручить ему листовки со свастикой".[20] И в другой "Чтобы не испытывать небо на прочность" о собрании представителей религиозных организаций, состоявшемся по инициативе Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе (ответственный секретарь - В.Уфимцев)- "Не нашлось в зале человека, поддержавшего "акты возмездия"  США в Афганистане, всех беспокоит и поднимающий в наших краях голову фашизм", кроме того в статье упоминается об обвинениях  "со стороны пастора церкви "Жатва" Михаила Коноплева по отношению к Русской православной церкви в том, что якобы в РПЦ выпускаются листовки подстрекательского содержания. При рассмотрении текста одной из таких листовок оказалось, что ее происхождение имеет отношение не к РПЦ, а к РНЕ и инцидент был исчерпан."[21] Из чего следует, что в регионе  подстрекательство недопустимо для Русской Православной Церкви, но разрешено РНЕ.

   Региональные периодические издания имеют сравнительно небольшие тиражи (от 3 до 18 тысяч).  Из газет, которые упоминались в этом разделе, наибольший тираж имеет шадринская городская газета "Исеть" - 12000-16000 экз., "Новый мир" - 10000 экз., "От фонаря"-9500 экз. На величину тиражей в регионе влияет то, что по разным оценкам от 50 до 70 процентов населения имеет доход ниже прожиточного минимума, на селе (где проживает более 40 % населения) заработная плата в 300-700 рублей не редкость. На тиражи  также влияют настоятельные рекомендации властей подчиненным структурам и работающим в  них гражданам подписываться на определенные издания.

 

Этнические и религиозные группы в публикациях "ксенофобского" содержания (не в националистических СМИ)

 

   Произведенный подсчет числа упоминаний объектов ксенофобии за период октябрь 2001- март 2002 велся по материалам еженедельной рубрики  "Нового мира" "Неделя: анфас и профиль". В рубрике журналист газеты дает оценку происходящим в мире, стране и регионе событиям в следующих выражениях: "...искаженное лютой злобой лицо крымчанина-татарина, который, обзывая русскую старушку тварью, кричит, чтобы она убиралась с его земли", "поведение израильтян по отношению к палестинцам напоминает политику немцев по отношению к евреям во время 2 мировой войны", "Не шибко нас любят украинские власти, что заседают в Киеве - матери городов русских", "Крымские татары для них, видимо предпочтительней: с их помощью можно постепенно вытеснять русских, делая полуостров более "украинским" и "грузинские бандиты", "чеченские боевики", "албанские банды", "арабские наемники" и т.д.

   Хотя, исходя из контекста материалов (все упоминаемые этнические группы, якобы, враждебно относятся к России), материалы можно было бы отнести к националистическим, однако в них отсутствует пропаганда превосходства одной нации над другими.

 

   Количество упоминаний, носящих ксенофобский характер в отношении этнических групп: украинцы-4, американцы-4 (имелись в виду граждане США), чеченцы-3, албанцы-3, крымские татары-2, грузины-2, израильтяне-1.

   В подсчет  входили ксенофобские оценки относящиеся ко всей группе, не вошли оценки  действий руководителей государств (Шеварнадзе ... "проблемы с Абхазией" "пытается решить с помощью обосновавшихся в Панкисском ущелье чеченских боевиков, а также с собственных "лесных братьев", "и украинский, и грузинский президенты... взращивают собственных бен Ладенов и Басаевых", государств "Аппетиты у США хорошие... одна только страна  в прошедшем столетии имела такие аппетиты. Какая объяснять не надо. Обелиски напоминают." и т. д. поскольку они не относятся к этнической группе.

   В отношении религиозных конфессий, не представляющих РПЦ, периодически публикуются явно ксенофобские материалы. В 2000 году прошли публикации, касающиеся ислама. В исследуемом периоде выделяется публикация в отношении Католической Церкви.

   Статья "В "провинцию" Россия не записывалась" неизвестного автора, содержащая интервью Епископа Курганского и Шадринского Михаила, имеет ксенофобское содержание, касающееся определенной религиозной  группы - католиков, размещена на странице, подготовленной пресс-службой Народной партии в "Новом мире" от 21 марта 2002 года.  Выдержки из статьи: "В России миссия католиков никогда не имела успеха. Ватикан всегда стремился воспользоваться тяжелыми для России временами для экспансии. ...стремление католиков наталкивалось на сопротивление народное... Создание католических епархий приведет к разладу в стране. ...Мы видим из истории, как действовали католики -огнем и мечом. В то время как православные убеждали только словом. ...Мы не хотим истину, которую несет Православная церковь, растворить католическими нововведениями. ... В нашей области большинство православных людей. Католиков совсем немного. К нашим католикам приезжал пастор из Челябинска."

 

   Для определения источника, откуда идет распространение ксенофобии в регионе, был выбран метод  подсчета частоты упоминая национальной принадлежности в нескольких местных изданиях, причем  подсчитывались все виды упоминания национальностей: позитивные, негативные, нейтральные.

   Были выбраны 3 периодические газеты: районная, городская, областная, (выборка проведена в объеме 24 условных печатных листа непрерывно по каждой газете за период октябрь-декабрь 2001).

 

  - "Трудовая слава",  районная газета, учредитель: администрация Сафакульевского района, периодичность - еженедельно, объем 2 условных печатных листа, тираж 3400.

   Частота упоминаний  национальной принадлежности: башкиры-23, татары-12, немцы-15, итальянцы-1, испанцы-1; 17 раз - упомянуты казаки.

   Вся информация, связанная с упоминанием национальностей нейтральная или положительная. Есть 2 информации, связанные с религией: о мечети в селе Сарт-Абдрашево (положительная) и посещении районной администрации Ахмад-Камалем (Саудовская Аравия) по поводу финансирования строительства мечети (нейтральная).

   За период октябрь-декабрь 2001 в этом СМИ не обнаружено ни одного материала или опубликованного высказывания, имеющего ксенофобский или националистический  характер, только одно некорректное выражение журналиста "Еще вопрос, касающийся деревень, где проживают люди нерусской национальности. Не все из них хорошо знают русский язык." (Интервью с главой администрации района "компактного проживания" башкир).

 

  - "Исеть", шадринская городская газета, учредители: администрация г.Шадринска, государственное учреждение "Редакция Шадринской городской газеты "Исеть", периодичность 4 раза в неделю (2001), объем - 1 печатный лист, тираж - 15900.

    Присутствует негативная оценка  "лиц цыганской национальности" начальника отделения ОБНОН г. Шадринска - "Традиционно сбытом  (наркотиков) занимаются лица цыганской национальности... цыгане скупают краденое и продают наркотики..." (2 упоминания).[22]

    Вся остальная информация, связанная с упоминанием национальностей, положительная или нейтральная.  Упомянуты немцы-1, финны-1, шведы-2, французы-2, американцы-3.

    Нет упоминаний о религии.

 

  - "Новый мир", Курганская областная общественно-политическая газета, учредители Курганская областная Дума, Администрация (правительство) Курганской области, государственное учреждение "Редакция Курганской областной общественно-политической газеты "Новый мир", периодичность 5 раз в неделю, объем 2 условных печатных листа, тираж -10000.

   Положительно или нейтрально упомянуты: американцы-9, немцы-7,казахи-3, афганцы-2, японцы-2, чеченцы-2, татары-2, русские-2, англичане-2, норвежцы-1, испанцы-1, шведы-1, иранцы-1, украинцы-1.

   Негативные упоминания американцы-4 ("на совести американцев больше безвинных жертв" и т.п.), чеченцы- 1 ("чужими руками свести счеты с обидчиком или кровником"), албанцы-1, китайцы-1,  турки-1, украинцы-1, грузины-1, русские-1 (пьянство).

   Опубликовано 2 заметки на православные темы, вышла ежемесячная "Православная страница", другие религии не упоминались.

   По количеству негативных упоминаний различных этнических групп, приходящихся на одинаковое количество газетной площади, первенствует  областная общественно-политическая газета "Новый мир", которая в целом отражает, по нашему мнению, политику, проводимую администрацией области.

    Можно в итоге отметить, что данные,  полученные по результатам анализа, свидетельствуют, что районная газета, выходящая в месте компактного проживания национальных меньшинств, выглядит наиболее толерантной.  Районные газеты, в сравнении с единственной общественно-политической областной газетой с учредителями от государственной власти (областная Дума, Правительство) также выглядят вполне толерантными.       

 

 

Региональные националистические издания

 

   Газеты,  бюллетени и листовки РНЕ и РНКА, пропагандируют идею национального превосходства русского народа над всеми "сионистско-англо-саксонско-афро-азиатскими народами", превосходство русской "особой мощной цивилизации" над западной и восточной.

   Материалы изданий посвящены разоблачению планов мирового (тайного, глобального, международного) сионистского правительства, направленных на уничтожение 4/5 населения Земли, противостоять которым может только православный русский народ и, поэтому, его сознательно стремятся уничтожить руками всех остальных народов, "коммуно- и демо-зомбаторов", "западниками" и т.д.

   РНЕ: "Крепче рубите им чужеРодную пархатую гниль. Их не более 0,6  % и  то  сплошные  барыги  и  ростовшики", " кроме основных коммуно- и демо-зобаторов ("детей дьявола") взять на учет  также  их  мелких шестерок,  срывающих  Русские  листовки  и  шипящих  на   Русские Православные    Священные Символы-Коловраты". Из программы РНКА: "...поддержка  русских  на   временно отторгнутых от территории  России  местностях,  полное  воссоединение русской  нации,  ее  территории",  "вернуть  России   ее    исторические земли - Аляску и Сан-Франциско", " вся власть  и  собственность  в России  оказалась  в   руках    маленькой    кучки    людей    нерусской национальности...", для решения национального вопроса надо: "Как это было в  России  до  1917  года,  когда  приоритеты  русского   народа,    как государственно-образующей   нации    и станового хребта  России, главенствовали...  государством  проводилась  национальная политика с приоритетом в сторону русской нации..."; нужна "...общая государственная собственность на все средства производства и  распространение  ее  через государственные структуры по  национально-культурным  автономиям  на  их культурное развитие, согласно  пропорционально-национальному  делению  с ликвидацией  структур  национально-территориальных  образований,   чтобы навсегда выбить у национально-клановых структур почву...".

    Призывы к отступлению от международных правовых актов, к смене государственного строя, тотальному государственному управлению собственностью и производством, стремление внушить гражданам, что Россия непременно станет предметом агрессии, и будет уничтожена, если не проводить политику против самостоятельности нерусских национальных образований, и ликвидации основ демократии. Миссия только русской нации спасти мир от зла. Таков основной мотив пропагандистской деятельности этих структур.    

 

Этнические и  религиозные  группы в региональных националистических изданиях

 

   Для сравнения количественных показателей проявлений нетерпимости была составлена таблица. Подсчитывалось количество негативных оценок относящихся ко всей этнической группе в печатных материалах ("у тебя дома чужак ведет себя нагло", "зловредные элементы", "вредные и опасные для русского  народа", "нечисть" и т.д.), не принимались в расчет "исраитель", "жидяра", "иноземец" относящиеся к конкретным людям.

   При определении пропорций не брались в расчет  выражения:

"...в годы жидо-"советской" власти расцвели израиль и америка, продолжая жировать на нашей Крови", "израильские и американские псы", "жидо-сатанинское иго", "жидо-палачи"  и т.д.

 

   Не брались в расчет негативные оценки относительно государств: США, Израиля, Китая, Украины, Белоруссии и т.д., а также Татарстана, Башкоркостана, Якутии, Чечни, Тувы и т.д.

 

 

 

 

       Соотношения националистических оценок этнических групп (в процентах).

 

Этническая    Центральная       Местная       Русская национально-

группа           РНЕ              РНЕ        культурная автономия КО

 

евреи            75,4                               8,3

                                    60*

американцы       8,2             и

немцы            6,6             н

кавказские                       о

народы           3,3             з  40**            8,3

турки            1,6             е

арабы            1,6             м

китайцы          1,6             ц                  16,6

негры            1,6             ы                   8,3

татары                                              25

башкиры                                             16,6

якуты                                               16,6

 

 * В материалах местной РНЕ слово "еврей" не встречается, используется "жид".

** Все народы, кроме русского, включая всех коренных жителей (бурят, татар, башкир и т.д.) называют "иноземцами".

 

 

    В материалах РНЕ нет нападок на какие-либо религиозные группы, кроме негативных оценок деятельности Московской Патриархии и Алексия II из-за их недостаточной радикальности и сотрудничество с другими конфессиями.

    В материалах РНКА КО есть  упоминание о хлынувших в "различных сектах и организациях, проповедующих Единого Бога", иудаизме - "все эти организации тихо, медленно, как черви, пожирают Православное Христианство".

 

    В материалах РНЕ говорится о том, что "незаметно подрастают дети "беженцев", которые уже сейчас (8-15 летнего возраста) грозятся  перерезать всех русских". В материалах РНКА - о "нашествии более молодых и наглых, неотягощенных лживыми общемировыми ценностями народов" ("цветное население", "афро-азиатские гены") в результате которого "Америка как  государство прекратит  свое существование", а "Европе придется идти на крутые меры, поднимать свое национальное самосознание", предсказывается, что в Таджикистане, Узбекистане и Туркмении «местные власти будут сметены ордами талибов» (Это предсказание сделано в октябре 2001 года).

 

 

Власть и проблемы ксенофобии, национализма

 

    Позицию исполнительной власти региона озвучивает советник губернатора по национальной политике администрации области В.Д. Уфимцев:

 "Признавая равенство всех народов, следует признать, что люди русской национальности определяли, и будут определять духовное и социально-экономическое состояние нашего многонационального сообщества", "В проведении государственной политики по отношению к русскому народу предстоит законодательно закрепить основную консолидирующую роль русского народа в становлении и развитии российской государственности. Следует разработать и принять в ряде экономически и стратегически обоснованных случаях федеральные программы протекционизма по отношению к русскому народу, проблемам его демографического роста, языку и культуре, играющем интегрирующую роль в России".[23]

   Региональные  программы  "протекционизма  по  отношению  к    русскому народу", очевидно, уже действуют, так как бюджетная обеспеченность районов компактного проживания "нерусского населения" на  протяжении  нескольких лет существенно ниже, чем  районов  с  преобладанием  "русского  населения"  (регион является  дотационным,  в    последние    годы    40-60%    областного консолидированного   бюджета   составляют    федеральные    трансферты, распределяемые по районам областными властями).

    Из доклада советника губернатора А.С. Цупко, пересказанном в вышеупомянутой  статье  В.Уфимцева,  на  расширенном  заседании  консультативного   совета   по  проблемам национальных отношений при администрации области, посвященного проблемам развития русского народа в Зауралье,  следует,  что  "книжный  фонд  639 государственных  и  муниципальных  библиотек  на  98,3%   составляет литература на русском  языке",  "более  90  %  в  уже  имеющихся  фондах (имеются ввиду  фольклорные  и  музейные) составляют материалы  русской национальности".

    Заседание рекомендовало Русской национально-культурной  автономии и другим "общественным  формированиям"  от  общих  лозунгов  переходить  к конкретным делам. (Очевидно, имеются ввиду вышеназванные элементы из программы РНКА: "...поддержка  русских  на   временно отторгнутых от территории  России  местностях,  полное  воссоединение русской  нации,  ее  территории",  "вернуть  России   ее    исторические земли - Аляску и Сан-Франциско", " вся власть  и  собственность  в России  оказалась  в   руках    маленькой    кучки    людей    нерусской национальности...", “для решения национального вопроса надо приоритеты  русского   народа,    как государственно-образующей   нации    и станового хребта  России, чтобы...  государством  проводилась  национальная политика с приоритетом в сторону русской нации..."; нужна "...общая государственная собственность…»).

    В религиозной сфере власти региона проводят "государственно-конфессиональную политику" (выражение заместителя губернатора) осуществляют протекционистские действия по отношению к православию, осуществляя бюджетную финансовую  поддержку, предоставляя печатные площади в официальной (редакция -государственное учреждение) областной газете (ежемесячная "Православная страница"), нередки утверждения областных чиновников, о том, что Русская Православная церковь (Московский патриархат) является наиболее предпочтительной

для населения региона.

    В.Ф. Охохонин,  заместитель  губернатора Курганской области, директор департамента гуманитарной сферы и социальной политики: "Православие и ислам являются традиционными и наиболее привлекательными вероучениями для жителей Зауралья". Но "... Массовый приезд  в  нашу  страну  богатых арабских, иранских и иных эмиссаров ислама, открытие исламских учебных заведений, с бесплатным обучением, активная  финансовая  помощь  при  строительстве мечетей - это  не  просто  благотворительные  и  гуманитарные  акции.   Их устроители  преследуют  свои  четко  определенные   цели.    Иностранные исламские  богословы  и  практики   хотят    укоренить    среди    наших мусульман-соотечественников свое понимание  ислама.  А  оно  значительно отличается  от  понимания  либеральных  богословских  школ   российского ислама, которые имеют мирную  направленность,  установку  на  подчинение светской власти, учет национальных обычаев и традиций.  К  чему  привело распространение ваххабитского направления ислама в  Дагестане  и  Чечне, всем хорошо известно. ...И мы даже в нашей, далекой от исламских учебных центров, области имеем примеры  негативного  влияния  на  молодых  людей зарубежной исламской идеологии".

     В целом, оценивая реальные действия и пропагандистские публичные выступления руководителей региона, нетрудно заметить серьезные расхождения в провозглашаемых лозунгах о толерантности, в том числе и записанных бумажных соглашениях различного рода с реальными шагами и конкретными высказываниями и оценками в отношении проявлений ксенофобии и национализма.

 

Политика власти в отношении националистических организаций, проявлений  ксенофобии  и  национализма

 

   Позиция  исполнительной  власти: первый заместитель губернатора  А.И. Бухтояров:  "Полностью  разделяем обеспокоенность  общественности    Курганской

области    проявлениями  экстремизма и, даже, фашизма в Зауралье... Считаем,  также,  что  данная опасность  не  приобрела  масштабного  характера  и  вполне    устранима своевременными профилактическими способами через действующие совместно с властью общественные структуры и средства массовой информации..."[24]

   Советник по связям с религиозными организациями и национальной политике Администрации области В.Д. Уфимцев «По существу поставленных Вами вопросов о проявлении нетерпимости сообщаю свое мнение. На территории Курганской области в последнее десятилетие сохраняется стабильная и достаточно спокойная межнациональная обстановка. Говорить о каком-то размахе «националистического движения» нельзя. Некоторые элементы националистической риторики замечены у членов регионального отделения РНЕ, Русской национально-культурной автономии Курганской области, отдельных журналистов.[25]

   Администрация области в рамках своей компетенции неоднократно обращали внимание правоохранительных и иных компетентных органов на известные проявления бытового национализма и националистических высказываний в местных газетах и листовках. С разъяснениями об истинном лице РНЕ в местных СМИ и на Епархиальном совете Русской православной церкви выступали В.П. Пугин и В.Д. Уфимцев.»[26]

   На одном из  гражданских собраний, созванных по инициативе "Народовластия" в присутствии представителей администрации области, города, прокуратуры, УВД, руководитель "Народовластия", бывший начальник управления КГБ по Курганской области и его сподвижник, полковник МВД в отставке, в выступлениях обосновывали  право РНЕ распространять националистическую идеологию наличием у РНЕ  официальной регистрации. Никто из представителей власти не возразил, что наличие  регистрации  не дает организации права нарушать закон.

   Из информационного областного бюллетеня РНЕ - "Совет Русской Нации Курганской области благодарит работников ФСБ и МВД, оказывающих информационную  поддержку, ... и всех Честных Людей за финансовую помощь делу укрепления РНЕ и России".

 

   Официальная позиция законодательной власти области (Курганской областной Думы) не известна, так как на запросы Дума не отвечает, видимо, перешла на закрытый режим работы - в настоящее время ее возглавляет бывший заместитель начальника управления КГБ по Курганской области.

   Официальная позиция судебной власти также не известна - областной суд не отвечает на наши запросы по этой теме.

   На практике можно наблюдать следующее: в судебном  процессе  чеченская семья  с  тремя  малолетними  детьми  пытается доказать свое право на возмещение за квартиру  в  разбомбленном федералами пятиэтажном жилом доме. При  этом  употребляется  фраза  "за имущество незаконно  уничтоженное положено  возмещение".  Судья  гневно  вопрошает:  "почему  считаете, что  дом  уничтожен  незаконно?". В возмещении суд отказал.

    Правоохранительные органы:  На запрос нашей организации в рамках этого доклада о делах по статьям 136, 148, 205, 208, 244"б",282 УК РФ заместитель начальника УВД полковник милиции А.М. Ломов дал следующий ответ: "На Ваш N 8 от 11.02.2002 сообщаю, что в соответствии с законодательством РФ и нормативными документами МВД указанная информация не может быть предоставлена".

    Разительно отличается отношение сотрудников правоохранительных органов к РНЕ и правозащитным организациям: если за собраниями РНЕ и раздачей материалов  (описанных выше) сотрудники правоохранительных органов наблюдают со стороны (как правило, один - два человека), то при проведении экологического пикета правозащитными организациями (наблюдало  за пикетом 6 милиционеров при одинаковой численности собравшихся), сотрудник милиции потребовал предъявить ему все плакаты и переписал их тексты.  Тексты РНЕ за время нашего наблюдения правоохранительные органы  не интересовали.

    Все время,  пока продолжался пикет, сотрудники милиции постоянно делали замечания  такого рода: нельзя стоять на ступенях, ведущих к памятнику, поскольку это уже территория памятника, а разрешение получено только на территорию площади и т.д. Претензий  членам РНЕ  со стороны сотрудников милиции не отмечено.

 

     Н.В. Власов, прокурор области, в ответе на сделанный в декабре 2001г. запрос о причинах сокрытия от  заявителя  результатов  расследования  по факту демонстрации 7.06.2001г. видеоролика, разжигающего национальную  и религиозную вражду 28.12.2001 г. отвечает: "...все жалобы,  направленные Вами ранее в органы прокуратуры, были разрешены в строгом соответствии с требованиями Приказа Генерального  прокурора   N  90  от  15.12.98г.; ответы на них даны по существу;  сроки  рассмотрения  соблюдены." Единственным ответом от прокуратуры по этим запросам было сообщение, что материалы переданы в ТОМ. Очевидно передача бумаги и явилась единственным результатом работы по названному запросу.

   Таким образом, о существовании  каких-либо претензий властей всех уровней к РНЕ и Русской национально-культурной автономии  Курганской области по фактам открытой пропаганды национализма, проводимой этими организациями в течении нескольких лет неизвестно. На прямой вопрос советнику губернатора по информационной политике, о принимаемых к этим организациям мерах он ответил, что ему об этом ничего не известно.

   Какие меры  принимают правоохранительные органы, остается тайной.

 

   Различаются оценки, данные публикациям в журнале «Сибирский край» прогубернаторской газетой «Новый мир» и главным федеральным инспектором в Курганской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном органе В.А. Балакиным: "Разделяю вашу озабоченность идейным содержанием литературного журнала "Сибирский край", выпущенного в Курганской области."

   Однако, несмотря на «идейное содержание», вызывающее озабоченность, областная общественно-политическая газета "Новый мир" регулярно анонсирует выход нового номера «Сибирского края» весьма благожелательными отзывами: "Рождение в Кургане нового общественно-политического и литературно-художественного издания вызвало широкий интерес общественности". Подробно перечисляет содержащиеся в номере материалы. Идейное содержание устраивает редакцию «Нового мира», небольшое недовольство высказано лишь в отношении  качества стихов:

«С самой русской фамилией,

Но по виду еврей,

Пыл державных страстей

Гасит он без насилия.

Но в Совете Европы известно,

Ни ему, ни России нет места»

    И т.п. стихи в отношении разных политиков. 

 

О возможных путях решения проблем региона в  отношении проявлений национализма и ксенофобии

 

    Основной проблемой в сложившейся ситуации является  отсутствие чувства ответственности как законодательной, так и исполнительной властей перед обществом. В регионе нарушены основные принципы демократии, уничтожены независимые оппозиционные СМИ, и поэтому искажено восприятие общественного интереса. Власть  манипулирует общественным сознанием, дезориентируя общество, отвлекая его внимание от реальных проблем,  при этом эксплуатация националистических идей помогает удерживаться во власти.

    В такой ситуации можно говорить только о рекомендациях, в адрес абстрактной власти. Реально действующие во власти люди, очевидно, не в состоянии совершать адекватные шаги, ибо остаются у власти, отрицая при этом демократические свободы, провозглашенные в Конституции. Губернатор, идя на первые выборы, заявлял, что готов от этой Конституции улететь на Марс.[27]

    Абстрактной власти можно предложить принять меры следующего порядка.

-          В первую очередь обеспечить на территории региона действие Конституции в части свободы информации.

-          В отношении кадровой политики, - от клановой, созданной по принципу личной преданности команды, перейти к профессиональной комплектации правительства, всех структур власти - на основе конкурсов.

От соблюдения этих общих принципов зависит, будут ли происходить изменения в ситуации с национализмом и ксенофобией. Шаги в преодолении этих явлений могут быть такими: 

-          Отзыв регистрации организаций нарушающих законодательство (разжигание вражды),

-          В отношении символики, – запрет свастики,  как атрибута фашизма заметно сократил бы приток молодых, которых больше привлекает эпатаж, чем сама сущность национализма.

-          По конкретным фактам, имеющим признаки преступлений (разжигание вражды) должны возбуждаться уголовные дела.  

-          В отношении народов, проживающих в регионе, - обеспечить равное экономическое обеспечение всех территорий  региона, независимо от национального состава населения.

-          В отношении воспитания молодежи в духе толерантности, должны быть изменены подходы к преподаванию культуры и истории, принципов демократии. Изъять из рук явно националистически или коммунистически направленных идеологов преподавание предметов обществознание (человек и общество), правоведение, история, МХК (конкурсный отбор, более жесткие профессиональные требования).       

 

 

                 Габдулла Исакаев,

                 Председатель движения «За честные выборы»

      30.04.2002 г. Курган

 

 

Принятые в тексте сокращения

 

РНЕ      – русское национальное единство

РНКА   -  Русская национально-культурная автономия Курганской области

ИНН     - Идентификационный номер налогоплательщика

РФ       -  Российская Федерация

США   -  Соединенные Штаты Америки

КО       -   Курганская область

УК        -  Уголовный кодекс

УВД     -  Управление внутренних дел 



[1]  В.Д. Пузанов, "Зауралье в эпоху мировых религий"

[2]  Л.Ю. Зайцева, "Реалии мирного сосуществования христианства и ислама"

[3]  А. Малашенко "Исламское возрождение в современной России"

[4]  Учебный атлас по русской истории, барон Н.Н. Торнау, Петроград, 1915

[5]  Исеть, N 72, 2001 год.

[6]  Новый мир,  N 121, 2001 год

[7]  АиФ-Курган, N 35, сентябрь, 2001 "Генерал делит вину пополам"

[8]   Новый мир, 176, 2001 "Защищена ли Россия?"

[9]   АиФ-Курган, N 39,октябрь 2001

[10]  Новый мир, 142 , 2001

[11] Исеть, N 68, 2001

[12]  Новый мир,   38  2001,"Родина  у  нас  одна"

[13]  Новый мир, N 50, 2002 год, рубрика "Спросим у народа"

[14]  Собеседник, N 29, 2001

[15] Новый мир, N 116, 2001

[16] Исеть, N 69, 2001

[17]   Новый мир, N 82, 2001 год.

[18] От фонаря, N  12,  2002 год.

[19] Сибирский край, вып.3, ноябрь, 2001 год

[20] Новый мир,  204, 2001,"Вселенная по имени Шостакович стала ближе", Ольга Пирожкова

[21] Новый мир,  N 212, 2001,"Чтобы не испытывать небо на прочность", Данила Громов

[22]  Исеть, N 87,2001

[23]  Новый мир,  194, 2001, "Возродить национальную культуру", В.Уфимцев

[24]   Из ответа на обращение общественного движения "Царево городище" от 12.02.2002.

[25]  Из ответа В.Д. Уфимцева от 22.04.2002.

[26]  Там же.

[27] Курган и курганцы, 12.10.1996 г.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Яндекс.Метрика
© 2010 Все права защищены, при использовании
ссылка на сайт движения "За честные выборы" обязательна
закрыть
   
Текст подсказки.