ПРАВОЗАЩИТНАЯ СТРАНИЧКА КУРГАНСКОГО
ОБЛАСТНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ"
e-mail: gabdis@mail.ru
Пятый угол
правозащитников курганской области
Главная / Архивные материалы / Аналитическая справка 2017г: Проявления нетерпимости

Аналитическая справка 2017г: Проявления нетерпимости

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений и проявлениях ксенофобии в Курганской области.

По состоянию на 2016 год.

После принятия Конституции РФ в 1993 году, провозгласившей свободу вероисповеданий и запрет дискриминации по национальным, религиозным и иным основаниям, в регионе, как и в целом по стране, возникла активность национальных и религиозных общин, а также радикальных организаций, пропагандирующих вражду. Сведения по итогам мониторинга нарушений прав человека в этих и иных сферах были опубликованы в соответствующих докладах, изданных по инициативе общественных объединений автором данной аналитической справки

http://5ugolok.ru/Arhivnyie_materialyi/Ksenofobiya_v_Kurganskoy_oblasti___v_2001_g/

http://5ugolok.ru/Arhivnyie_materialyi/Ksenofobiya__Kurgan__2005_g_/

http://5ugolok.ru/Arhivnyie_materialyi/Religioznaya_ksenofobiya_2006_g_/

http://narod.zaural.ru/gabd/arch/d1999.htm

http://narod.zaural.ru/gabd/arch/d2000.htm

http://narod.zaural.ru/gabd/arch/d2001.htm

http://narod.zaural.ru/gabd/arch/d2002.doc

http://narod.zaural.ru/gabd/arch/z3h4.htm

http://narod.zaural.ru/gabd/arch/d2008f.htm

http://narod.zaural.ru/gabd/arch/d2009.htm

Специальный доклад «Проявления национализма, ксенофобии и экстремизма»

http://narod.zaural.ru/gabd/arch/xeno-1.htm

 

Учитывая тот факт, что в самом городе Кургане, в отличие от ряда районов (Сафакулевский, Альменевский, Макушинский) в составе населения существенно преобладают русские, мусульманской общины до 1997 года просто не было. Последние сведения о мусульманской организации в регионе относится к 1929 году, когда ранее существовавшая организация прекратила деятельность в 1929 году по инициативе властей. Горожане татарской башкирской, азербайджанской, чеченской национальности,  как мусульмане, не имели  своих проповедников, молельных домов, и инициатором, а также  разработчиком устава и учредителем  мусульманской общины в 1997 году выступил автор данной аналитической справки  вместе со старейшинами.  

 Основной причиной возникновения трений после регистрации этой общины, как независимого (от каких-либо духовных управлений) духовно-религиозного общества мусульман (КГДРОМ) являлись и являются по настоящее время следующие факторы:

  1. Низкий уровень духовно-религиозной культуры граждан-мусульман г.Кургана, в основном того поколения, что выросло в советское время. По этой причине происходили и происходят конфликты  в связи с претензиями невежественных прихожан и их желанием приспособить религию к своим низменным житейским интересам (Например, требование прихожанина к имаму мечети провести обряды в отношении не только близких мусульман, но и в отношении их близких православных граждан, чтобы не тратиться на этот обряд в православной церкви. Требование к имаму мечети читать молитвы для совершения приворотов, других колдовских действий с целью достижения личных корыстных целей, некоторые невежественные прихожане считают эти требования правомерными, а отказ воспринимают как акт проявления ксенофобии.  Требование невежественных прихожан к изменению канонических требований ислама в угоду корыстных интересов также из этого ряда). Очевидно, что добросовестный имам такого себе не может позволить, но подогревая нездоровые интересы невежественных прихожан, можно вызвать недовольство добросовестным имамом, чем нередко и пользуются недоброжелатели-конкуренты.
  2. Стремление приезжих (некоренных, приехавших на заработки, в т.ч. Мизробов Зиёдали, нынешний имам) мусульман из других регионов и республик (Таджикистан, Узбекистан) утвердиться в руководстве общины, получить доминирование, влияние, в т.ч. и на управление денежными потоками, также зачастую является источником внутренних конфликтов, - немаловажный фактор нестабильности.
  3. Вмешательство представителей власти в целях обеспечения контроля над общиной, и с этой целью вовлечение в конфликт приближенных к власти лиц для дискредитации независимых активистов, добросовестных религиозных служителей  Ислама,  создает атмосферу недоверия в общине.  С некоторых пор такие вмешательства происходят не только путём распространения клеветы и непосредственного вмешательства чиновников в дела общин, но и искусственного создания поводов для возбуждения уголовных дел в отношении неугодного деятеля Ислама. По большей части привлекаемые для фальсификации дел лица, в силу своего невежества, не способны реально оценить факт манипулирования ими в корыстных целях недобросовестных лиц, и факта искусственного информационного давления на прихожан для достижения корыстных целей.  (Судебные дела 2-10957/2000 г.,  2-10841/2000г.,  2-5966/2001 г.,  2-1127/2010 г., см.  http://narod.zaural.ru/gabd/sudpract/S02-8.htm, http://narod.zaural.ru/gabd/sudpract/S02-000.htm, http://5ugolok.ru/Novosti/?id=163 ). Как видно по этим  делам, из обычных СМИ такая дискредитация перекочёвывает и в Интернет. 
  4. Борьба за овладение денежными потоками, идущими от спонсоров и прихожан мечети, также служит фактором нестабильности в общине мусульман. Изначально активисты национальных диаспор (татарской, казахской, башкирской, азербайджанской, чеченской, таджикской, узбекской) также стремились к денежным средствам религиозной общины мусульман, чтобы использовать средства прихожан для целей национальных общин и личных корыстных целей. Сами активисты общин нередко религиозности не проявляют, но проявляют значительную активность в деле вовлечения разных сторон в конфликт (особенно это относится к С.К. Карлеутову, З. Мизробову, которые с 1999 года фигурируют неоднократно в перечисленных в п. 2 судебных делах). Как правило, представители власти используют такого рода невежественных людей для дискредитации религиозных авторитетов имеющих высокопрофессиональное образование, а также для переподчинения религиозных общин тем Духовным Управлениям мусульман, которые более угодны властям.
  5. В силу невежественности, определённые требования исламских канонов, закреплённых в Коране и сунне Пророка, не всегда трактуются обывателями как предписания Всевышнего, и само требование соблюдения этих норм или предписаний воспринимаются невежественными людьми как  личные требования лица, трактующего данные положения (имама, проповедника). Точно такой же ложный перенос субъектности возникает у невежественных лиц, и тогда, когда лицо, трактующее религиозные предписания (имам, проповедник) сообщает слушателям о последствиях нарушения религиозных предписаний, в форме той или иной кары, исходящей от Всевышнего.  В силу невежества или недопонимания данные предупреждения проповедника, в любой лингвистической форме «Бог покарает», «Всевышний накажет», «Пусть виновные ответят перед Аллахом», «Да покарает Аллах грешников», «Пусть Аллах воздаст за нарушения предписаний», и др. выражения могут трактоваться как исходящие от проповедника или имама призывы к определённым действиям. Однако,  совершенно недопустимо такое личное восприятие невежественных людей использовать в целях создания внутренних конфликтов, или преследования. Недопустимо использование понятия «возбуждение ненависти» как в отношении тех религий, которые не  запрещены законом, так и в отношении разъяснений проповедниками того, что, по их мнению, Всевышний неким образом карает лиц, отступающих от предписаний веры, поскольку при таком подходе, все священные писания, как Тора, Библия или Коран должны быть запрещены, - в них очень много написано о карах Всевышнего за нарушение предписаний. Если перенести вопрос предписаний в плоскость светского законодательства,  то фраза «пусть накажут китайского коррупционера самым строгим приговором – расстрелом»  также должна трактоваться, как «разжигание ненависти», хотя расстрел и предусмотрен их законами.

 

В целом, правоохранительные органы в ходе различных проверок и путём возбуждения уголовных дел в отношении групп и граждан, ведущих активную деятельность, подпадающую под признаки деяний экстремистской направленности, существенно нейтрализовали  в Кургане активность  таких местных организаций региона, как КБ-88 (Курганские бритоголовые) и отделения РНЕ (Русское национальное единство).  

Активность так называемых «нетрадиционных религиозных течений» в регионе находится под постоянным контролем правоохранителей, неоднократно представители правоохранительных органов проводили «круглые столы» в целях предупреждения  реального проникновения незаконных религиозных проповедников в Курганские общины. И этого не происходит в первую очередь по причине того, что мусульманская община малочисленна, поэтому она на виду общества и властей.  То, что ряд ретивых правоохранителей и невежественных граждан пытаются выдавать иногда за экстремистскую деятельность,  на самом деле - это обычные проповеди и наставления, предусмотренные канонами вероисповедания,  и придание им экстремистского уклона чаще всего является недобросовестной или невежественной интерпретацией высказываний и мнений просвещённых лидеров общин. Именно непросвещённость служителей веры выталкивает молодёжь на просторы Интернета в поисках «истинной веры», что иногда и приводит к уходу такой молодёжи в радикальные организации.

 

Документы для иллюстрации материала:

  1. Фирман Имама-мухтасиба.
  2. Диплом тренера по правам человека.
  3. Сертификат о стажировке по участию юристов в уголовном и гражданском судопроизводстве.
  4. Диплом юриста о высшем образовании.
  5. Специальный доклад «Проявления национализма, ксенофобии и экстремизма» (Права человека в Курганской области).
  6. «Мусульмане Сибири» (брошюра).

 

                                                          Габдулла Исакаев

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Яндекс.Метрика
© 2010 Все права защищены, при использовании
ссылка на сайт движения "За честные выборы" обязательна
закрыть
   
Текст подсказки.