Крестьянский век
27.07.2009
Крестьянский век.
Марина Павловна Чувакина 27 июля отметила свое столетие. День рождения
выпадал на рабочий день, поэтому торжество перенесли на субботу. Съехались
многочисленные родственники, племянницы, внуки и правнуки. На следующий
день, перед настоящей датой рождения, мы встретились с ней, чтобы
пообщаться, поговорить по душам.
Нас встретила маленькая, худенькая, похожая на девочку подростка, женщина.
Если бы не знать ее возраст, можно было бы дать ей лет семьдесят.
-Не верите, что мне завтра будет сто лет? Да я и сама не верю. Родилась я в
деревне Михайловке Курганской области в 1909 году. У тяти с мамушкой нас
было тринадцать, да десять померли, выжили только трое. Рожали тогда помногу
и умирали в детстве тоже часто. Врачей не было, одни бабки-повитухи, а
вместо лекарства молитва. Я в семье была старшая, про учебу даже заикаться
было нельзя, жили-то мы бедно. Про революцию говорить не буду, она была
где-то там, в столице, а у нас была гражданская война. Красные да белые, все
деревенские мужики, все из - под палки под ружьем. Пришли к нам в деревню
Михайловку белые. На конях, с ружьями да шашками. В нашем доме поселились
квартировать солдатики. Добрые, веселые. Они были кашеварами, нас
подкармливали. Людей никто не обижал, безобразий не было. А потом красные,
видно собрались с силами и ударили по деревне. Мы прятались по погребам, да
баням. На нашей церкви белые установили пулемет, долго стреляли, пока их не
убили. Дальше сами знаете, колхозы, раскулачивание. В колхозы шли самые
неумехи, деревенские недоросли да лодыри. Моего будущего свекра в колхоз не
взяли - чересчур справный да грамотный, наметили, видимо опосля его
раскулачить, а его добро разобрать по своим. Я два года дружила с нашим
деревенским парнем Игнатием. Обвенчались, стала жить в его доме. Недолго мы
пожили, у свекра была своя пашенка, он сеял пшеницу, мы вязали снопы. Были
свои три коровы, лошадь, справный дом. Отобрали все, выгнали из дома. Ладно,
что из Сибири в Сибирь не отправили в товарном вагоне. Уехали мы сами,
завербовались в город Нижний Тагил, тем и спаслись. Работали на
вагоносборочном заводе, жили в бараке. Сердце по деревне болело. 1938 году
мы с мужем решили вернуться на родину. Встретили нас нормально, год был
хлебным, люди подобрели, да и колхоз стал другим. Муж пошел бригадиром, я
дояркой. У нас уже был свой сын, свой дом, а тут война. Игнатий дошел до
Берлина, вернулся со сквозным ранением легкого, но это ранение давало о себе
знать все годы и прожил он всего-то пятьдесят годочков. Я вот сотню лет
живу, а ему полвека судьба отмерила>.
Марина Павловна умолкла, задумалась.
- Любовь есть?
- А как же, конечно есть. У нас любовь была. Нынче молодые поженятся,
глядишь, уже спина к спине и в разбег. Значит, не было у них любви, так,
одно баловство>.
- А что думаете о смерти?
Марина Павловна смеется - а что о ней думать, она все равно придет. Я о ней
не хочу думать и вам не советую. У меня сейчас каждый день в радость. Опять
же скажу - не ценят люди свое отпущенное время, все рывком, все на бегу.
Жить торопятся, на машинах куда - то спешат, а за поворотом их ждет беда.
Остановиться бы, на мир посмотреть, на себя, на своих близких, ан нет>.
- Вы знаете, как сегодня живет страна?
- А как же, телевизор мы смотрим. Да мне до их новостей как - то все равно.
В деревнях нынче худо - повымирали все мои одногодки, а молодых не
прибавилось. Сами деревни на ладан дышат, вот- вот останутся одни кладбища
вместо деревень. Ну, огородик соток на шесть, им разве проживешь? Если
корову держать, а сено нынче золотое, дрова опять же кусаются. Да вы сами
все знаете, только Москва не хочет знать. Смотрю я по первому каналу
спектакли про суд. Артисты хорошие, интересно показывают. Понимаю, что все
это придумано и понарошку. Вот бы в жизни так справедливо судили, может, и
мы жили бы по-другому>.
А.Дедов. Курганская область.
Данный материал прошел автоматическую обработку и мог быть искажен, оригинал материала: http://narod.zaural.ru/gabd/news/090727-1.htm