ПРАВОЗАЩИТНАЯ СТРАНИЧКА КУРГАНСКОГО
ОБЛАСТНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ"
e-mail: gabdis@mail.ru
Пятый угол
правозащитников курганской области

Новости

Щучье,   АРСЕНАЛ:   ВОРУЮТ-РАЗ, ВОРУЮТ-ДВА.   

27.12.2003




*******************************************************************

*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т
И  *

*******************************************************************

******       Х И М И Я * И * В О Й Н
А       **********************

*******************************************************************

***                  
Сообщение CHEM&WAR.542, 28 декабря 2003 г. **

*******************************************************************

                                         
Наследие химической войны



  ОБЪЕКТ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В ЩУЧЬЕМ: ВОРУЮТ И ПРИКРЫВАЮТ



    ВОРУЮТ - 1

    РАЗОРУЖЕНИЕ В ПОЛНОМ ВАКУУМЕ. На днях ИТАР-ТАСС-Урал поведал
пренеприятнейшее известие: по факту нецелевого расходования средств на
строительстве завода по уничтожению химического оружия в городе Щучье
прокуратура Курганской области возбудила уголовное дело.

Основанием для этого стали результаты проверки, проведенной на объекте федеральным
агентством по боеприпасам.

    Столичные контролеры выявили ряд удручающих фактов - 5O
миллионов рублей, например, вместо важнейшей стройки "ушли налево"...

    "А с нами вот что происходит..."

    Если кто не знает, строительство и эксплуатация Щучанского
объекта по уничтожению химического оружия в конце прошлого века оценены в $800 миллионов
только по линии американской помощи. Десять процентов этой суммы

в обязательном порядке должны быть потрачены на социальное обустройство территории,
где намечено уничтожение коварного и смертоносного оружия. Ввод завода запланирован
на 2005 год. Однако несмотря на то, что Федеральная

целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ"
утверждена еще семь лет назад, а соответствующий российский закон был принят в
1997 году, активное и масштабное возведение объекта УХО, инженерной и
социальной

инфраструктуры в Щучанском районе началось лишь в 2001 году.

    Генподрядные организации тогда освоили 470 млн рублей. В
2002-м – почти 867 млн. Причем, что отрадно, было запущено в действие и
несколько социальных объектов - первая очередь районной больницы, средняя школа
на 590 учащихся в городе Щучье, а также Кузнецовская подстанция. Нынешний год здесь
по всем признакам должен стать как бы определяющим. В соответствии с титульным
списком из федеральной казны на курганский "химзавод" планировалось
направить 912788 тысяч рублей. Замах действительно был богатырским - только по
программе социальной инфраструктуры предстояло

ввести в эксплуатацию 17 жилых домов усадебного типа, водовод Чумляк – Щучье (деньги
на него выделяет Великобритания), 24-квартирный дом для медперсонала ЦРБ, два
48-квартирных дома для обслуживающего персонала завода УХО и т.д...

    Что же сбылось?

    Как свидетельствует Главный федеральный инспектор по
Курганской области Владимир Балакин, 12 сентября в поселке Плановом состоялся
пуск первой очереди школы No 4 на 190 учащихся, была открыта линейная часть
отвода

газопровода Песчано-Каледино-Шумиха-Щучье, в райцентре начали функционировать
спортивные площадки на территории новой школы. Кроме того, продолжается реконструкция
центральной районной больницы, здания детского

досугового центра, ведется строительство разводящих сетей водоснабжения, гостиничного
комплекса для иностранных специалистов, нескольких объектов внешнего
энергоснабжения и инженерных коммуникаций (газ, канализация). Что

касается самой промышленной зоны, то здесь возводится первый заводской корпус,
пожарное депо, идет монтаж пеногенераторной станции, административного здания.
Подготовлен для приемки оборудования и склад-ангар.

После долгого затишья в Плановом все это сегодня воспринимается не иначе как
"стройка века". Лед, что и говорить, тронулся. Но, по данным
Владимира Балакина, на начало октября на строительстве объекта УХО было освоено
лишь

335 миллионов рублей (без учета стоимости выполненных работ на промзоне), чуть
больше 35% годового задания.

    Реализацию проекта серьезно тормозят и федеральный бюджет, и
Соединенные Штаты, чьи доллары обещаны на строительство промышленной зоны. А
сейчас тут явная неопределенность, заокеанские заморочки. В результате
ежегодного

дефицита средств общее отставание от скорректированного правительством России
графика финансирования работ в 2004 году составит уже 19 миллиардов рублей!
Вывод вроде бы ясен: надо срочно наверстывать упущенное, "подкидывать

в топку угля". Но в федеральном бюджете на 2004 год финансирование Щучанского
объекта предусмотрено в размере 800 миллионов рублей - то есть даже меньше, чем
нынче! Хорошо еще, что львиная доля государевых средств -

520 миллионов рублей - на сей раз пойдет непосредственно на возведение завода
УХО, остатки будут отданы "социалке". А США в это время, тратя огромные
суммы, ищут химическое и бактериологическое оружие в жгучих песках

Ирака. До Зауралья ли им? При подобных темпах местное предприятие по ликвидации
ОВ вряд ли войдет в эксплуатацию в 2005 году. Не пойман - не вор?
    Если принять на веру информацию
ИТАР-ТАСС-Урал о финансовых злоупотреблениях в Щучьем, то получается, что
наглых растратчиков выявило агентство "Росбоерипасы". На самом же
деле, мягко говоря, ситуация не столь однозначна.

Еще 20 июня 2003 года Счетная палата РФ обнародовала материалы своей апрельской
проверки о выявленных нарушениях действующего законодательства при
строительстве объекта по уничтожению химического оружия в г.Щучье. Так вот, в
материалах, представленных на Коллегию Счетной палаты, отмечается, что
сооружение завода УХО в Курганской областивелось с нарушениями действующего
законодательства, финансирование осуществлялось без утверждения технико-экономического
обоснования, оплачивались расходы, не подтвержденные документально, а
строительные материалы приобретались по завышенной стоимости. Но и это еще не
все. Как выяснилось, на стройке производилась двойная оплата одних и тех же
работ, завышались сметы.

    Вызывает большие сомнения, что подобные "чудеса" -
дело рук местных чиновников. А чьих? Следствие рассудит. Мы же на всякий случай
напомним вам главных действующих лиц Щучанского объекта - это генподрядчики ОАО
"Магнитострой", ООО "Фирма "Стройпрогресс", 000
"Фактор ЛТД", 000 "Уралтрансгаз" и ФГУП "Управление
специального строительства"...

    Как бы там ни было, нецелевое использование государственных
средств составило 46,5 миллиона рублей. А поскольку деньги "ушли" не
туда, куда надо, то и строительство ряда объектов, готовых уже на 50-70%, в
свое время приостановлено. Далее, констатирует Управление информации и
общественных связей Счетной палаты РФ, нецелевым же образом были использованы и

государственные средства в объеме 75,1 миллиона рублей, которые предназначались
для строительства объекта УХО в г.Щучье, а агентство "Росбоеприпасы"
"перебросило" их на финансирование такого же завода в поселок Горный
Саратовской области! Естественно, что Счетная палата приняла решение направить
представление Российскому агентству по боеприпасам с

требованием об устранении выявленных нарушений и привлечении к ответственности
должностных лиц. Информационное письмо также ушло в Генпрокуратуру России для
рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Реакция, как видим, последовала. Непонятно другое: почему "в деле" фигурируют
лишь растраченные кем-то 50 миллионов в Зауралье, а про 70 миллионов
"саратовских" рублей - ни слова?

    "Ничего никому не скажу..."

    Молчание - не всегда золото. В этом убежден и инспектор
Владимир Балакин, который одной из основных проблем считает отсутствие
информационного обеспечения программы УХО.

    Объект в г.Щучье сегодня находится как бы "вне зоны
уверенного приема". Полный вакуум!  Конечно, работа по организации
информационного обеспечения важной для области и России в целом стройки в
Зауралье велась. Была

подготовлена необходимая документация, подобраны специалисты, местные власти уже
примерялись к открытию информационно-аналитических центров (ИАЦ) в Кургане и
Щучье. Более того, в свете достигнутых ранее договоренностей

госзаказчику было представлено экономическое обоснование по выделению денежных
средств на организацию информационного сопровождения всей программы УХО.
Совместно с "Росбоеприпасами" шла работа по согласованию формы
договора по ИАЦ.

    Потом вдруг наступила тишина... А ларчик просто открывался!
По последним данным, боеприпасное ведомство провело тендер на информационное
обеспечение программы по ликвидации отравляющих веществ в Щучанском районе,
который

выиграли, как представляется, "свои" же люди - Институт мировой
экономики и международных отношений РАН ("цена вопроса" - по меньшей
мере 35 млн рублей!). Что будет дальше? Агентство наверняка заключит с учеными соглашение,
те (почему-то только с нового года) начнут бойко информировать о ситуации с ОВ
общественность. Но откуда, из Москвы? Сидеть по несколько

месяцев в году в откровенном захолустье, вблизи боеголовок со смертоносной "отравой"
и кропать заметки в местные, центральные газеты, журналы и научные вестники не
выдержит ни один столичный журналист, тем паче - аспирант или

мэнээс. О мэтрах-академиках, докторах - даже и речи нет. Скорее всего, дело будет
поставлено так: академический институт, уже обласканный бюджетными миллионами,
заключит договоры подряда об информационном сотрудничестве либо

с несостоявшимися аналитическими центрами, либо напрямую - с редакциями местных
СМИ. Деньги на эти цели отпустят достаточно скромные, но глубинка, мол, и этому
будет рада. Угадайте с двух раз: где осядет "разница"? А ведь

ситуация-то очень серьезная! У местного населения, и так не наделенного могучим
здоровьем, со всей очевидностью начинает развиваться комплекс "химиофобии".
В зоне защитных мероприятий экологический и медицинский мониторинг сегодня,
мягко говоря, "проводится не в полной мере".

    Обеспеченность граждан средствами индивидуальной защиты (на
случай ЧП) составляет менее половины. Качество воды на выпуске из водопроводной
трубы, после котельной, биологических очистных сооружений, на реке Миасс не

соответствует нормативным требованиям. А бронхитами, например, здесь мучается
каждый второй...В это же время по страницам СМИ без конца "гуляют" различные
выкладки и статданные о здоровье жителей района и влиянии на них

складов с химической смертью. Так, свидетельствует американская компания - строитель
завода "Парсонс Делавер Инк", уровень инфекционных и кожных заболеваний
примерно на 16% выше, чем в среднем по России; уровень раковых

заболеваний превышает средний уровень по РФ на 25%; уровень смертности в Щучьем
достигает 18,7 на 1000 человек (в среднем по стране -15,75). Как же у людей не
появится безысходность? Да тут с тоски завоешь! Понимая, что Москва далеко, а
жить все равно надо, местные власти, конечно, не сидят сложа руки.

    Так, определенную работу по обеспечению экологической
безопасности при хранении химического оружия в Щучанском районе проводит
Главное управление природных ресурсов по Курганской области. Уже утвержден
"Временный регламент

мониторинга окружающей среды" вокруг объекта УХО, который в том числе включает
и исследование абиотических компонентов природной среды. Этот документ
предполагает проведение ежемесячных подфакельных наблюдений качества

атмосферного воздуха вокруг арсенала хранения ОВ по 28 веществам, а также систему
анализа качества воды в 5 точках, контроль за состоянием почвы и снежного
покрова. Специалисты утверждают, что организация такой системы

наблюдений наряду с жестким контролем позволит провести накопление первичной информации
о состоянииокружающей среды в районе складов с химоружием до начала
полномасштабных работ, связанных с непосредственным уничтожением

боевых ОВ в Щучанском районе. На сей счет между воинской частью и ГУПРом региона
подписано соглашение об информационном взаимодействии. Для сведения: в
сентябре, например, контроль атмосферного воздуха над факелом арсенала

хранения химбоеприпасов проводился в 10 точках с подветренной и наветренной сторон-как
по общепромышленным веществам, так и по специфическим (зарин, зоман, V-газы,
изопропиловый и изобутиловый спирт, меркаптаны). Превышений

ПДК не обнаружено.




     Говорят, данные о результатах экологического
мониторинга окружающей среды вокруг объектов хранения и уничтожения ОВ
ежеквартально предоставляются местному информационному центру Российского
Зеленого Креста, администрации

города Щучье и ежемесячно - в здешнюю войсковую часть. А потом? Что знают о ситуации
рядовые граждане?  Только то, что живут "ни пороховой бочке"?

Тумана, вакуума вокруг режимного арсенала и строящегося объекта УХО в Зауралье,
увы, хватает. Судя по всему, нужная, правдивая и полная информация до населения
доходит, во-первых, крайне нерегулярно, а, во-вторых, в

урезанном либо малопонятном виде. Так что прав Главный федеральный инспектор по
Курганской области: системного информационного обеспечения программы химразоружения
здесь как не было, так и нет.

    Снимем "розовые очки"

    А это не игрушки. Справиться с бедой легче, если ты
обладаешь достоверной информацией. Предупрежден - значит, вооружен.
Специалисты, к примеру, тревожатся, что в новой редакции правительственной
программы ликвидации

химоружия в России до 2012 года предусмотрено строительство уже не семи заводов
по утилизации беоприпасов с ОВ (на месте хранения опасных арсеналов), а только
двух - в Саратовской и Курганской областях. А это значит, предстоит

крупномасштабная перевозка оружия с отравляющими веществами через весь Урал, в
том числе через крупнейший транзитный узел - Екатеринбург - под Щучье. А ведь
местный арсенал расположен всего в 90 км от Челябинска, в 200 - от

Кургана и в 300 км - от столицы УрФО. Да и Тюмень - под боком. Как говорится, рукой
подать! И в случае какого-либо инцидента не поздоровится всему региону.

Еще вопрос: сколько же это "добро" будут потом перелопачивать? Если
учесть, что мощность нового завода УХО - 1200 тонн боеприпасов в год, а их
общий запас тут составляет более 5,5 тысячи тонн, то работы с учетом привозных
ОВ

хватит на добрую пятилетку. По оценкам экспертов, боевых отравляющих веществ, хранящихся
в Зауралье, вполне достаточно, чтобы 140 раз уничтожить все население Земли!
Журналисты уже окрестили это место "Хиросимой и Чернобылем

в одном флаконе". Да, новый завод - потенциальный источник крупной техногенной
катастрофы. Этого никто не скрывает. И гарантий никто не дает. И то: сроки
хранения боевых отравляющих веществ на российских арсеналах уже

превысили гарантийные.

    Металл стареет, химическая начинка разлагается. Опасные
снаряды в Плановом периодически выбраковывают и уничтожают на экспериментальной
установке. Но неизбежно придет время, когда боеприпасы начнут выходить из

строя пачками, процесс может стать неуправляемым. А объект по переработке отравы,
не дай Бог, еще будет в строительных лесах. Вот тогда впору заговорить о
настоящем "конце света"! Чтобы этого не произошло, аналитики

финансово-экономического отдела уральского полпредства предлагают предпринять
ряд решительных шагов.

    Так, поскольку система финансирования строительно-монтажных
и проектно-сметных работ весьма неэффективна, необходимо: - определить
окончательный перечень объектов УХО с разбивкой по годам, источникам
финансирования, подрядчикам - составить титул стройки на весь период
строительства. Разработать паспорт целевой Президентской программы

с указанием получателей бюджетных средств - заказчиков-застройщиков.

Определить эксплуатационников вводимых объектов, предусмотреть эксплуатационные
затраты, начиная с 2003 года, в бюджетах соответствующих уровней;

 - создать службу заказчика - дирекцию завода (с нахождением всех работников
в г. Щучье). Данная служба должна объединить в своих руках строительство как за
счет средств Российской Федерации, так и средств США ("Парсонс").

 - пересмотреть графики выдачи проектно-сметной документации за год до начала
строительства зданий и сооружений;

 - скорректировать государственный оборонный заказ и титульные списки строительства
для обеспечения вводных объектов ритмичным и надежным финансированием;

 - определить перечень и порядок передачи объектов в муниципальную собственность.
Услышит ли это Москва?

       С.Парфенов, "Новый мир"
(Курган), 11.12.2003


     ВОРУЮТ - 2

     НАХИМИЧИЛИ. РК уже неоднократно обращался к проблеме
уничтожения

химического оружия в России. На днях в распоряжении редакции оказался

отчет Счетной палаты РФ "О результатах проверки законности и целевого

использования средств федерального бюджета, выделенных на утилизацию и

ликвидацию химического оружия в 2002 г.". Главный контрольный орган

страны установил нецелевое использование 573,6 млн. рублей, неэффективное

использование 86,4 млн. рублей и завышение объемов и стоимости проведенных

работ на сумму 46,6 млн. рублей.

    Запланированные нарушения

    На реализацию Программы уничтожения химического оружия в
2002 г.

бюджетом России было выделено 5 млрд. 252,8 млн. рублей. С учетом

иностранной помощи сумма возросла почти до 7 млрд. рублей. Насколько

эффективно были израсходованы эти средства, и взялась проверить Счетная

палата России. Как утверждают эксперты СП, нарушения, о которых речь пойдет

ниже, были, практически "плановыми. Уже при формировании бюджетных заявок

к проекту гособоронзаказа на 2002 г. - в нарушение принципов эффективности

и экономности использования бюджетных средствИ были включены задания -

предполагающие неэффективное и нерациональное расходование средств

федерального бюджета". В частности, на объекте хранения химоружия в
г.Щучье

Курганской области титульным списком на 2002 г. предусматривалось начало

строительства новых объектов, в то время, как было приостановлено

строительство объектов с объемом освоенных капвложений 50-70 процентов. На

момент проверки, отмечается в отчете, в стадии "незавершенки"
находилось

38 объектов, на строительстве которых освоено около 700 млн. рублей. (Для

сравнения: в эксплуатацию сдан только один объект). По мнению экспертов,

объектам уже нанесен непоправимый ущерб в размере не менее 1,5 млн. рублей.

Второй пример. В гособоронзаказ на 2002 г. по предложению Российского

агентства по боеприпасам - ответственного органа за выполнение программы

уничтожения химоружия - были включены работы научно-исследовательского

института опытных химических технологий по эксплуатации объекта уничтожения

химоружия в п.Горный саратовской области. Росбоеприпасы оценили эти работы

в 463,9 млн. рублей. Однако, при проверке института было установлено, что

фактическая стоимость работ по выполнению контракта была практически в два

раза дешевле - 251 млн. рублей.

    Что имеем - не храним

    Еще больше нарушений Счетная палата выявила непосредственно
на местах.

Эксперты СП с удивлением констатировали, что, несмотря на Указ Президента

РФ от 6 октября 2000 г. о передаче Минобороны на баланс Росбоеприпасам

инфраструктуры объектов по хранению химоружия и строящихся объектов по его

уничтожению, это не было сделано даже к 1 апреля 2003 г. "Объект УХО

(уничтожение химического оружия), как юридическое лицо, не зарегистрирован,

его структура не определена, штатное расписание не утверждено", -

констатируют эксперты СП. Как следствие - Росбоеприпасы практически

уклонились от контроля за выполнением работ на объектах. Ситуация дошла до

анекдотичной. Например, в том же Щучьем создалось положение, при котором

генеральные подрядчики - ОАО "Магнитострой" и ООО
"Уралтрансгаз",

осуществляли контроль за ими же выполненные работы. Да еще и получили за

это деньги. Немалые - более 2,5 млн. рублей. Удивительны ли после этого

другие обнаруженные специалистами СП факты? Агентство Росбоеприпасы

оплатило ОАО "Магнитострой" работы на сумму 347,8 тыс. рублей по двум

объектам, не включенным в титульный список, приобретение материалов, не

подтвержденное учетными документами, на сумму 648 тыс. рублей, безвозмездно

передало приобретенных за счет федерального бюджета товарно-материальных

ценностей на сумму более 500 тысяч рублей. В целом, как утверждают эксперты

СП, Росбоеприпасами были оплачены работы, которые фактически не выполнялись,

на сумму более чем 2,3 млн. рублей. Но и это еще не все. Агентство

умудрилось дважды проплатить тому же "Магнитострою" возведение
временных

зданий и сооружений (завышение стоимости почти 2 млн. рублей) и трижды

строительство временных дорог. "В результате указанных нарушений (мы

привели далеко не полный их перечень - авт.) за период строительства

превышение расходов составило 9 млн. 663 тыс. рублей". Отметим, это

только по одному объекту (г.Щучье, Курганская обл.) и за один 2002 год.

Не лучше ситуация и на других объектах. В итоге, общий анализ показал, что

при выполнении Программы уничтожения химического оружия только в 2002 г.

были завышены объемы и стоимость работ на 46,6 млн. рублей, нецелевое

использование средств - 573,6 млн. рублей, неэффективное использование

средств - на сумму 86,4 млн. рублей. В этом списке - каждый восьмой рубль,

выделенный Россией на уничтожение химического оружия...

        В.Семенов, "Русский
курьер" (Москва), 16.12.2003


    ПРИКРЫВАЮТ

    Cтроительство завода по уничтожению химического оружия
обернулось для

жителей Курганской области благом

    Директор информационного агентства "Зеленый крест"
по Щучанскому району

(Курганская область) Галина Вепрева сообщила, что на строительстве завода

по уничтожению химического оружия уже задействованы две строительных фирмы:

из Магнитогорска и Ижевска. Одновременно идет строительство социальных

объектов, которым занимаются москвичи. "Один "Магнитострой"
просто не

справляется с тем объемом строительных работ в городе и районе, - сказала

Галина Вепрева, - Чтобы освоить выделенные деньги в срок, привлечены еще

две строительные фирмы. Сейчас в Щучьем полным ходом идет доводка

диагностическо-консультативного медицинского центра и 24-квартирного дома

для врачей. Работники московской фирмы "Стройпрогресс" к делу подошли

серьезно, трудятся допоздна, качественно и быстро. Здания растут на глазах,

население воспряло духом, поскольку видно, как преображается город и
район".

            
16.12.2003 г., ИАА "Информ-Экология" (Екатерингбург)


**************************************************************

* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *

*                      
(http://www.seu.ru/members/ucs)     
*

* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *

* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar          
*

*
**********************************                        
*

* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная,
8-2-83      *

* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          
*

**************************    
Распространяется             
*

* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по
электронной почте          *

**************************************************************





Данный материал прошел автоматическую обработку и мог быть искажен, оригинал материала: http://narod.zaural.ru/gabd/news/031227-1.htm
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Яндекс.Метрика
© 2010 Все права защищены, при использовании
ссылка на сайт движения "За честные выборы" обязательна
закрыть
   
Текст подсказки.