ПРАВОЗАЩИТНАЯ СТРАНИЧКА КУРГАНСКОГО
ОБЛАСТНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ"
e-mail: gabdis@mail.ru
Пятый угол
правозащитников курганской области

Новости

Уранодобытчики почувствовали себя рабовладельцами?

09.07.2019


8 июля 2019 года состоялись общественные слушания в Звериноголовском районе по обращению с ядерными материалами при добыче урана АО Далур в пойме реки Тобол.

Сторонники добычи урана одержали оглушительную победу, их число на слушаниях превысило число противников более чем в десять раз.

Как это было, расскажу в этой заметке.

Поездка восьми общественных активистов из Кургана была организована КПРФ, в селе Звериноголовском к нам присоединились еще двое граждан.

В селе Труд и знание нас встретил очень многочисленный для села  (штук 50 мужчин среднего возраста) митинг сторонников добычи урана на Тоболе с тремя баннерами.

Список  участников слушаний составляли две женщины в коридоре здания, когда мы зашли, у них уже были заполнены по два листа, на каждом были записаны более 20 человек, фамилии и инициалы записывались со слов, документы, удостоверяющие личность никто не спрашивал, даже не требовалось расписываться, но наша группа  зарегистрировались как положено по российскому законодательству, и оставили свои подписи. Если составлять списки так, как составляли на этих слушаниях, то можно просто переписать всех жителей, своих знакомых, родственников и «обеспечить» 100 % поддержку любых, самых безумных решений. Кстати, один из представителей родственных Далуру организаций кричал, что он приехал из Москвы и он потом активно голосовал. Но по составленным спискам невозможно проверить, жителем какого региона РФ или какой страны является голосующий.

В зале нас встретила третья неожиданность - участникам слушаний предложили разместится на гимнастических скамейках и детсадовских стульчиках, фактически на корточках.  А перед нами, в президиуме, развалившись, сидели представители администрации района и Далура.

Фак Далур.jpg

На фото: так сторонники Далура демонстрируют своё отношение к оппонентам.

Мне сказали, что в селе есть нормальный зал, и я думаю, что такая обстановка была выбрана специально, чтобы унизить так называемых «простых» людей, показать отношение местных властей и бизнеса к людям, большинство которых, как показало голосование душой и телом выступают за интересы Далура и районной администрации.

Представитель районных властей Жимбаева заявила, что «хотите сидеть на нормальных стульях, - возите с собой».   Она же и вела слушания. В зал поместились не все, часть осталась в коридоре и на улице, периодически там возникал шум, то ли не пускали кого-то, то ли просто ругались.

Первым выступил представитель ПромГеоПроекта из Новосибирска (впоследствии он тоже, по-моему, принял участие в голосовании), рассказал о проекте шламового амбара. Заказчик выдал техническое задание на сооружение объекта хранения отходов 4 класса опасности - буровых отходов, состоящих, по утверждению заказчика, из воды и бентонитовой глины.

Тем не менее,  проектировщик сообщил, что яма буровых отходов будет выстилаться  геомембраной, применяемой для защиты военной техники при ядерном взрыве и что ее выпускают «в Донецке, где Украина».  На вопрос, как будут разделяться буровые отходы состоящие из глины и воды и уже содержащие урановую руду, ответить не смог. Сказал, что «уран это не наше, мы делаем только проект гидрологического сооружения». На вопрос, зачем такая геомембрана, если буровые отходы на урановых месторождениях безопаснее   бытовых отходов не ответил. Геолог Далура сообщил, что при бурении скважин они проходят только один радиоактивный водяной слой, а бентонитовая глина создает непроницаемую преграду.  Вопрос куда сейчас сливаются буровые отходы остался без ответа, где старый шламонакопитель, якобы никто не знает.

Выступил председатель сельсовета, сообщил, что вообще-то шламонакопитель будет не на том месте, где нам показывали на картинке, а немного ближе к селу. Проектировщик подтвердил. Сельсовет от размещения этого объекта ничего не получит, так как он расположен на землях частного лица.  Вопрос, а кто дорогу построит, вызвал переглядывание начальства, но ответа не было, видимо, возложат эту обязанность на сельсовет.

Представитель Далура  выступил по основным вопросам слушаний — одобряет ли местное население эксплуатацию ядерной установки и транспортировку ядерных материалов.

Показал фотографии аналогичных объектов в Далматово.  

Традиционно представитель Далура утверждал, что добыча урана, бурение тысячи скважин, закачивание сотен тысяч тонн кислоты под землю на берегу единственного крупного источника воды для области совершенно безопасно. На буквально мольбу местной жительницы о том, что необходимо провести исследовательские работы ввести в пробуренные уже скважины маркеры, чтобы посмотреть, в каких колодцах, скважинах, реках появятся промаркированные кислотные растворы солей урановой руды, зал ответил дружным ржанием, а ведущая объявила голосование. 

Надо отметить «блестящую» работу ведущей Камилы Жимбаевой, - она предоставляла слово   противникам добычи урана на Тоболе, но по ходу их выступлений непрерывно комментировала их, непрерывно прерывала выступающих вопросами, хохотала над их словами, в зале раздавались осуждающие экологов выкрики, делались неприличные жесты, задавались дикие вопросы. Например, когда один из докладчиков огласил химический анализ донных отложений, содержащий тяжелые металлы, молодая полная женщина  несколько раз выкрикивала вопрос, а каким дозиметром он пользовался? И никто не смог объяснить ей, что химический анализ дозиметром не делается, она все кричала и кричала, но потом села на место очень довольная, видимо, осознавая, что с порученной ей ролью она успешно справилась. Однако с огромным уважением и очень внимательно ведущая Камила Жимбаева  выслушивала выступления сторонников Далура: один рассказал, как он ловит рыбу и не боится ее есть, другой долго рассказывал о трудностях с получением разрешения на перевозку молока.

Перед голосованием я пересчитала присутствующих в зале - 88 человек, в коридоре -22, сколько было на улице - не знаю.  При подсчете голосов  выяснилось, что в зале  человек 90 голосовали за Далур, 10 — против, в коридоре за Далур голосовало человек 30.

По словам Жимбаевой в  списке было 135 фамилий.

Да, еще начальнику безопасности Далура задали вопрос — не повлияет ли на ядерную безопасность отсутствие такого большого количества сотрудников его предприятия на рабочих местах? Он ответил, что привезенные на голосование сотрудники находятся в отпуске или на выходных.

На следующее голосование, наверное, явится человек 200 любителей «лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

 

Л.  Исакаева


Смотрите также:
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Яндекс.Метрика
© 2010 Все права защищены, при использовании
ссылка на сайт движения "За честные выборы" обязательна
закрыть
   
Текст подсказки.