ПРАВОЗАЩИТНАЯ СТРАНИЧКА КУРГАНСКОГО
ОБЛАСТНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ"
e-mail: gabdis@mail.ru
Пятый угол
правозащитников курганской области

Новости

новость от 2017-10-30

30.10.2017


!!Зуев 001.jpg

О Зуеве Семене Ильиче поведал его внук.

Летом 1953 года я поехал к своей любимой бабушке в г. Усть-Катав. Я не видел ее уже 7 лет, да и хотел посмотреть дом и город где я родился. До города Челябинска я ехал вместе со своей двоюродной сестрой и ее мужем, дядей Лешей, он был старший лейтенант госбезопасности. Из проходившего поезда раздавались радостные крики в сторону дяди Леши: «Твоего начальника арестовали и расстреляли – до всех вас доберемся». Я тогда ничего не понимал и спросил дядю Лешу: «Что это?». Ни один мускул не дрогнул на его лице: «Не бери в голову, не твое это дело».

Очень скоро, буквально через 10 часов, это стало уже и моим делом.

В Усть-Катаве я бросил свой чемодан на подводу и  все пассажиры прибывшие в город, сделали то же самое. Лошадь с телегой это как бы автобус. Чемоданы едут, все идут пешком. Возчик спросил меня, «Кто я  и чей», на что я ответил, «Зуев, еду к бабушке». «А, это твой дед был врагом народа».

Пассажиры зашикали на возчика. А меня как молотком по голове оглушило.

Я спросил у бабушки: «Правда, что дед «враг народа»?». Какой враг, - расплакалась она – «Мы жили душа в душу и были счастливы. Каждый день нам светило солнце. Пришли эти люди все перерыли, забрали все ценное, деньги, облигации, вещи. И увели его. А для меня начались сумерки. Больше я его не видела».

Мой дед  родился в 1872 году, был кузнецом. Когда был молодым, служил в армии и  был награжден серебряным и часами «Павел Буре» с надписью «За отличную ковку лошадей». Потом на заводе он руководил бригадой по сборке и кузнечной сварке вагонных колес. Это когда одновременно шесть человек кузнецов сваривают ковкой ступицу, спицы и обод. Сейчас такую операцию не сделает никто.

Потом он стал старшим мастером. В 1919 году, когда Колчак отступал, хозяева завода князья Белозерские хотели вывезти оборудование с завода. Дед, поверив Ленину, что «заводы рабочим» все оборудование цеха растолкал по разным тупикам, приперев вагоны с оборудованием пустыми вагонами и испортив стрелки. Оборудование осталось на заводе.   

Дома я спросил у своего отца и мамы о деде.

Мама рассказала, что она ходила везде, носила передачи. Но однажды ей сказали, чтобы больше не ходила и не спрашивала. Буквально на другой день вызвали отца и предложили, чтобы он немедленно ехал в Нижний Тагил, на Уралвагонзавод.

На его возражения ответили, либо едешь добровольно, или под конвоем и намного дальше. Так началась наша жизнь в Нижнем Тагиле. В 1956 году по запросам моего отца и его брата Ивана мы получили постановление о реабилитации деда.

Отец тут же уволился с завода (он стал свободный, а не приписной) и переехал в Курган на новый машиностроительный завод, где проработал до 1962 года и вышел на пенсию.

Я долго не мог понять, чем мой дед провинился перед властью. Потом понял. Он подходил по нескольким параметрам.

1.На заводе работали инженеры, сосланные из Ленинграда для подъема завода. Вагоны были в дефиците. Уралвагонзавода еще не было. Дед, будучи любознательным всегда старался поднять свой уровень образования и плотно работал с этими инженерами. Инженеры сделали свое дело и были арестованы, потом арестовали и деда.

2. Его дочь была замужем за поляком Эсмондом Вейсом. Его забрали как польского шпиона, с ним и Валю. Они пропали и судьба их неизвестна.

3. Дед, будучи высококвалифицированным специалистом,  хорошо зарабатывал. После того, как деда реабилитировали, бабушка потребовала – верните, что взяли. На что получила ответ – «Мы ничего не брали, кроме вашего мужа».

Так что причина – грабеж, повод – ленинградские инженеры и зять поляк.

 В справке от 1956 года сообщалось, что дед умер в Красноярском лагере в 1942 году от сердечной недостаточности. А в справке о реабилитации  от 28.04.1995 года написано, что Зуев Семен Ильич, 1872 года рождения,  27 декабря 1937 года «Тройкой УНКВД по Челябинской области по ст. 58-2-II подвергнут высшей мере наказания – расстрелу. Исполнено 1 января 1938 года».

 Реабилитирован 28 февраля 1956 года Военным Трибуналом Уральского военного округа.

Когда я бываю в Челябинске, то прихожу на Золотую гору, где захоронены жертвы сталинских репрессий и там где-то мой дед. Я представляю, как 1 января 1938 года полупьяные охранники выгоняют из машины арестованных, стреляют и сбрасывают в яму. Снова пьют, бросают туда пустые бутылки. А потом приходит машина с раскаленным шлаком и засыпает.


Смотрите также:
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Яндекс.Метрика
© 2010 Все права защищены, при использовании
ссылка на сайт движения "За честные выборы" обязательна
закрыть
   
Текст подсказки.